СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Ушаковой Л.В, Шерстнёвой А.А,
при секретаре Буткиной А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2019 г. дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО "Воркута", Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2019 г, которым
исковые требования Холопова В.В. удовлетворены;
признано за Холоповым В.В. право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125 - ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
признано незаконным постановление администрации МО ГО "Воркута" от 19 ноября 2018 г. N 1645 об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 16 ноября 2018 г. N48 в части снятия Холопова В.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учет 18 апреля 2012 г.;
Холопов В.В. восстановлен в списке учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначальной постановки на учет 18 апреля 2012 г. по категории "инвалиды".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения представителя истца Рочевой И.О, судебная коллегия
установила:
Холопов В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", признании незаконным постановления администрации МО ГО "Воркута" от 19 ноября 2018 г. N1645 в части снятия его с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, обязании восстановить с момента постановки на учет - 18 апреля 2012 г. в списке учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Воркута" и третье лицо Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми не согласны с решением суда, просят его отменить как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что Холопов В.В. родился "Дата обезличена" в местности, не отнесенной к районам Крайнего Сера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. С 1987 года постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства в городе Воркуте, который относится к районам Крайнего Севера.
По данным ГУ отделение Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 января 2019 г. Холопову В.В. с 20 апреля 1992 г. по 14 февраля 1996 г. назначена пенсия по категории "ребенок инвалид", с 15 февраля 1996 г. бессрочно- социальная пенсия по инвалидности. Согласно выписке из акта освидетельствования, имеющейся в пенсионном деле, установлена инвалидность: с 20 апреля 1992 г.- 14 февраля 1996г.- ребенок- инвалид; с 15 февраля 1996 г. по 8 февраля 1998 г. -... группа (инвалидность с детства); с 9 февраля 1998 г. по 5 марта 2005 г. -... группа (инвалидность с детства); с 6 марта 2005 г. по 9 июня 2014 г. -... группа (инвалид с детства); с 10 июня 2014 по 30 июня 2016 -... группа (инвалидность с детства); с 1 июля 2016 г. бессрочно -... (инвалидность с детства).
Из копии трудовой книжки истца следует, что с 1 сентября 1999 г. по 30 июня 2000 г. Холопов В.В. был принят на должность курьера в ООО "Спартак".
Из данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что Холопов В.В. и члены его семьи (Холопов В.В, Салдина Н.В. Холопова Т.А, несовершеннолетняя Салдина Д.Р.) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера не имели и не имеют.
Протоколом общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 20 апреля 2012 г. N15, утвержденным постановлением администрации МО ГО "Воркута" от 23 апреля 2012 г. N 513, Холопов В.В. включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой подачи заявления 18 апреля 2012 г, и признан участником подпрограммы по категории "инвалиды с детства".
Протоколом общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 16 ноября 2018 г. N48, утвержденным постановлением администрации МО ГО "Воркута" от 19 ноября 2018 г. N1645, Холопов В.В. снят с учета граждан, имеющих, имеющих право на получение социальных выплат с датой подачи заявления 18 апреля 2012 г, поскольку не относится к категории граждан, которые имеют право на получение социальной выплаты по указанному закону, так как место рождения Холопова В.В. не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к районам Крайнего Севера местностям и мать Холопова В.В.- Холопова Т.А. не проживала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату рождения истца.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Холопов В.В. вправе претендовать на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Данный вывод суда основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Порядок определения стажа работы инвалидов по общему заболеванию путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени нахождения на пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлен ст. 5 вышеуказанного Закона, согласно которой при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, при определении права на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности.
На дату постановки истца на учет в целях получения жилищной субсидии для переселения стаж работы в районах Крайнего Севера и время нахождения на инвалидности в сумме составляли более 15 лет, что свидетельствует о возникновении у него права претендовать на получение жилищной субсидии на основании абз. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ и о правомерности постановки истца на соответствующий учет.
Доводы жалобы администрации МО ГО "Воркута" о нарушении судом требований ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ со ссылкой на рождение истца за пределами районов Крайнего Севера основаны на ошибочном толковании закона.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ на 18 апреля 2012 г. истец обладал самостоятельным правом на получение субсидии, поскольку прибыл в указанные районы не позднее 01 января 1992 г, имел необходимый стаж работы 15 лет, в связи, с чем мог быть поставлен на учет.
Позиция ответчиков, сформулированная в апелляционных жалобах, сводится к недопустимости суммирования трудового стажа и времени нахождения на инвалидности для инвалидов I и II групп, к необходимости отработки лицами указанной категории 15-летнего стажа для получения государственной помощи в переселении. Данные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании ответчиками норм материального права, а поэтому отклоняются судебной коллегией. Наступление инвалидности свидетельствует о невозможности продолжения трудовой деятельности по обстоятельствам, не зависящим от гражданина, поэтому требование о наличии полного трудового стажа по существу означало бы отказ от социальной поддержки, что противоречит ст. ст. 7 и 19 Конституции Российской Федерации, смыслу и содержанию Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
На основании изложенного, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО "Воркута" и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.