СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В, Круковской А.В,
при секретаре Микушевой А.И,
рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Истоминой Лидии Яковлевны на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 07 мая 2019 года, которым
в удовлетворении исковых требований Истоминой ФИО8 к Государственному Бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Усть-Цилемская центральная районная больница" о взыскании льгот за вредные условия труда согласно результатов специальной оценки условий труда, о взыскании денежной выплаты предусмотренной п.10 Постановления Правительства Республики коми от 11 сентября 2008 года N 239, о взыскании морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истомина Л.Я. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" о взыскании льгот за вредные условия труда согласно результатов специальной оценки условий труда 4% за биологический фактор и тяжесть трудового процесса и 7 дней отпуска, установленных согласно результатов специальной оценки условий труда, о взыскании денежной выплаты предусмотренной п.10 Постановления Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 года N 239 в размере 3850 рублей за 9 месяцев в сумме 34650 рублей, о взыскании морального вреда в размере 50000 рублей.
В обосновании требований истец указала, что с "Дата обезличена" она была переведена с должности... на должность... До "Дата обезличена" в её заработную плату входила доплата в размере 4% за биологические факторы и тяжесть трудового процесса и предоставлялись 7 дней отпуска, установленных согласно результатов специальной оценки условий труда за 2017 год, отражённых в картах специальной оценки условий труда "Номер обезличен". Но после перевода на новую должность... и... данные виды доплат перестали начисляться в её оплату труда, хотя её трудовые обязанности остались прежними. Кроме этого указывает, что наименование её должности.., в её трудовом договоре, указано не надлежащим образом, как прочий персонал, хотя... относится к младшему медицинскому персоналу, за которую законодательством предусмотрены федеральные доплаты в размере 3850 рублей и которые также с "Дата обезличена" ей не выплачиваются, тем самым нарушаются требования статей 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации, п.10 Постановления Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008г. N239.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Государственная инспекция труда в Республике Коми и Министерство здравоохранения Республики Коми.
Государственная инспекция труда в Республике Коми, в лице Печорского отдела в отзыве на иск поддержала позицию истца.
Истец и её представитель при рассмотрении дела судом первой инстанции на заявленных требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании суда первой инстанции с иском не согласились по доводам письменных возражений, так же заявили о пропуске истцом срока обращения за судебной защитой.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц при их надлежащем извещении.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а понятие вредного производственного фактора как фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно п.1 ч.1 и ч.2 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст.8 данного Федерального закона обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
На основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации назначение гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ, которыми в качестве оснований для их назначения рассматриваются исключительно результаты специальной оценки условий труда либо аттестация рабочего места.
Из материалов дела следует, что с "Дата обезличена" и до "Дата обезличена" Истомина Л.Я. работала в... ГБУЗ РК "Усть - Цилемская ЦРБ" в должности...
По решению комиссии ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" по проведению мероприятий по оптимизации сети медицинской организации от "Дата обезличена" были изданы приказы от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О сокращении численности работников организации" и "Дата обезличена" "О сокращении штата работников организации".
Штатное расписание ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" на 2018 год утверждено "Дата обезличена" (срок действия с "Дата обезличена"). По штатному расписанию, действующему до этого в... было 5 штатных единиц... По штатному расписанию, действующему с "Дата обезличена" 3 единицы... и 4 единицы... ГУ РК "Центр занятости населения Усть-Цилемского района" и первичная профсоюзная организация извещены о предстоящем сокращении штата работников.
Истица была заблаговременно уведомлена работодателем о предстоящем сокращении штата и в целях сохранения трудовых отношений на основании ст.ст. 72, 72.1, ч.3 ст.81 Трудового кодекса РФ предложен перевод и предоставлен список вакантных должностей.
Приказом ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Истомина Л.Я. на основании её письменного заявления переведена на работу.., 1,00 ставки с тарифной ставкой (окладом)... Между работодателем и работником "Дата обезличена" заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от "Дата обезличена" "Номер обезличен". С приказом Истомина Л.Я. ознакомлена "Дата обезличена", с дополнительным соглашением "Дата обезличена" экземпляр получен ею на руки. В п.1.1 дополнительного соглашения... указана как прочий персонал, так же оговорены условия оплаты труда, и дополнительно оплачиваемые отпуска. В дополнительном соглашении отсутствуют сведения об оплате 4%, предоставлении дополнительного отпуска в размере 7 дней.
С должностной инструкцией... Истомина Л.Я. ознакомлена "Дата обезличена"
Согласившись с новыми условиями труда, истец продолжила работать в учреждении в должности...
Должностная инструкция... разработана на основании типовой формы, являющейся приложением к Приказу Министерства здравоохранения Республики Коми от 10.12.2014 N 2384-р "Об оптимизации численности младшего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя" с изменениями внесенными Приказом "Номер обезличен" от "Дата обезличена", где в п.1.2... отнесен к категории прочего персонала.
Представленными ответчиком документами подтверждается проведение подготовительного процесса специальной оценки условий труда в ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ", в том числе и по рабочему месту... в... отделении. Решение о проведении СОУТ принято комиссией ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ".
"Дата обезличена" утверждено новое Положение об оплате труда работников ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ", которое согласовано с первичной профсоюзной организацией. Согласно п.2.2.4 Положения, являющегося приложением к коллективному договору,... должностной оклад установлен как рабочим, не включенным в профессиональные квалификационные группы, устанавливаемые в зависимости от сложности труда, и составил... Положение применяется с "Дата обезличена", истица с ним ознакомлена.
Указанное Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 58-РЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми", Примерным положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики коми от 30.06.2018 N 6/274 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя".
Отказывая в иске о взыскании льгот за вредные условия труда, а именно доплаты в размере 4% от тарифной ставки (оклада) за биологический фактор и тяжесть трудового процесса и 7 дней отпуска установленных согласно результатам специальной оценки условий труда, суд не усмотрел нарушений со стороны работодателя положений ст.ст. 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также суд учел, что в период отсутствия основного работника -.., её функции по уходу за больными осуществляют.., в том числе истица на основании заявления от "Дата обезличена" и приказа от "Дата обезличена" с установлением доплаты за увеличение объема работ (осуществление ухода за больными) в размере 30%.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рабочее место... не было вновь создано, а произошло переименование должностей, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат установленным судом обстоятельствам дела, подтвержденным соответствующими доказательствами, согласно которым должность... в... отделении впервые включена в штатное расписание ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ", утвержденное "Дата обезличена" и действующее с "Дата обезличена"
Как следует из должностной инструкции.., которую занимает истец, указанные работники не осуществляют уход за больными при исполнении своих должностных обязанностей, трудовая функция сводится выполнению комплекса работ по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима отделения и не предусматривают выполнение работ, связанных с непосредственным оказанием медицинской помощи больным. Должностные обязанности, которые оказываются истцом, хотя и производятся в медицинском учреждении, но служат для обеспечения основного рабочего процесса возможности оказания медицинских услуг медицинским персоналом в лечебно-профилактическом учреждении.
При этом, как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в период отсутствия основного работника -.., ее функции по уходу за больными осуществляют... за дополнительную оплату.
Доводы истца о том, что с "Дата обезличена" она работает на 1 ставку... и на 0,5... не подтверждаются материалами дела и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") (дата введения 01.01.1996) должность... отнесена к разряду рабочих.
Как верно указал суд первой инстанции льготы, на которые претендует истица, были установлены п. 10 Постановления Правительства Республики Коми N 239 для младшего медицинского и фармацевтического персонала. Указанное постановление утратило силу.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23.09.2015 N 404 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 11.09.2008 N 239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми" в графе 2 позиции 1 таблицы пункта 9 слова "... " исключено, и данная должность включена в прочий персонал государственных учреждений здравоохранения Республики Коми.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы, регулирующие спорные правоотношения и дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам.
В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истицы, обозначенную в суде первой инстанции, однако судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда, которые подробно мотивированы и не нуждаются в дополнительной проверке.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену, судом не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ижемского районного суда Республики Коми от 07 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Истоминой ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.