СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В,
судей Захваткина И.В, Круковской А.В,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 01 августа 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 08 мая 2019 года, по которому
на администрацию МОГО "Инта" возложена обязанность восстановить Бартову (Акулину) О.В, "Дата обезличена" года рождения, с составом семьи 4 человека: Бартова (Акулина) О.В, Акулин Д.В. (брат), Ничепорук Е.В. (дочь), Акулин С.А. (племянник) по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 26.06.2013.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бартова О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Инта" о восстановлении в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера по категории "инвалиды", с даты постановки на учет - 18.12.1996, с составом семьи: Акулин Д.В, Ничепорук Е.В, Акулин С.А.
В обоснование иска указала, что ее мать Акулина Ф.П, которая являлась инвалидом... группы, состояла в списках граждан, имеющих право на получение субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 18.12.1996. После смерти матери 04.08.2013 право на получение жилищной субсидии перешло к ней. 12.09.2018 ответчиком принято решение о снятии ее с учета в связи с приобретением в 2018 году ее мужем жилого дома за пределами районов Крайнего Севера. Между тем супругами заключен брачный договор, по условиям которого в случае расторжения брака указанное недвижимое имущество является собственностью Бартова В.И. Кроме того, приобретенный ее мужем жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Истец, ответчик и третье лицо - Минстрой Республики Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В представленных суду письменных отзывах администрация МО ГО "Инта" и Минстрой Республики Коми просили в иске отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы настаивает, что приобретение жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера является безусловным основанием для снятия с учета на получение субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу Бартова О.В. просит оставить решение суда без изменения.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, мать истца - Акулина Ф.П. состояла в списках граждан, имеющих право на получение субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет 18.12.1996.
"Дата обезличена" Акулина Ф.П. умерла.
Постановлением администрации МО ГО "Инта" от 06.11.2014 N 11/3046 сохранено право на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера за Акулиной О.В. с учетом даты постановки на учет 26.06.2013 умершей матери Акулиной Ф.П. по категории "инвалиды" с составом семьи 3 человека: Бартова О.В. (истец), Акулин Д.В. (брат), Ничепорук Е.В. (дочь), Акулин С.А (племянник).
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 27.11.2014 N 2-2699/2014 Ничепорук Е.В. признана членом семьи Акулиной Ф.П.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 08.12.2017 N 2-3589/2017 Акулин С.А. признан членом семьи Бартовой О.В, на администрацию МО ГО "Инта" возложена обязанность включить Акулина С.А, 26.07.2013 года рождения, в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как члена семьи Бартовой О.В.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 24.04.2018 N 2-540/2018 Акулин С.А. признан членом семьи Акулиной Ф.П.
Истец в период со 02.10.2015 состоит в зарегистрированном браке с Бартовым В.И.
17.10.2018 по договору купли-продажи Бартов В.И. приобрел недвижимое имущество - жилой дом площадью... кв.м, расположенный по адресу: "Адрес обезличен". Право собственности Бартова В.И. на указанный дом зарегистрировано в установленном законом порядке
Постановлением администрации МОГО "Инта" от 12.09.2018 N 9/1461 истец с составом семьи 4 человека снята с учета на получение социальной выплаты на основании п.п. "д", "и" п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, в связи с приобретением супругом Бартовой О.В. в январе 2018 в собственность жилого помещения в Пермском крае (за пределами районов Крайнего Севера).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что, несмотря на приобретение супругом истца жилого дома за пределами районов Крайнего Севера, семья истца с учетом 4 человек и супруга истца продолжают оставаться нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку общая площадь приобретенного жилого помещения составляет менее учетной нормы.
Так, из материалов дела следует, что приобретенный Бартовым В.И. жилой дом в д. "Адрес обезличен" края имеет общую площадь... кв.м.
Решением Совета депутатов Юрлинского сельского поселения от 25.04.2012 N 12 установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении - 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Деревня Петракова входит в состав МО "Юрлинское сельское поселение".
Таким образом, общая площадь приобретенного жилого помещения на одного члена семьи (истец + 3 члена семьи истца, состоящие на учете + супруг истца) составляет 7, 58 кв.м, что менее учетной нормы. При этом суд обоснованно отметил в обжалуемом решении о том, что сам по себе факт составления брачного договора в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку жилой дом приобретен супругами Бартовыми в период брака, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 34 Семейного кодекса РФ на него распространяется режим совместной собственности супругов.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального закона, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).
Согласно п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п.п. "д", "и").
В силу пункта 12(1) Положения основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
По смыслу указанных норм сохранение за гражданином права состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, что и после приобретения жилья гражданин остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таком положении суд, проверив нуждаемость в улучшении жилищных условий истца и членов ее семьи после приобретения в собственность супругом истца жилого дома, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Минстрой Республики Коми просит отменить решение суда, указывая, что в соответствии с пунктом "д" пункта 21 Положения сам по себе факт приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера является основанием для снятия с учета на получение жилищной субсидии.
Вместе с этим приведенные доводы отмену судебного постановления не влекут.
Цель получения субсидии в рассматриваемом случае не достигнута, состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий у истца и членов ее семьи в связи с приобретением жилого помещения в Пермском крае не изменилось. Тем более что согласно представленному в материалы дела заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции, от 21.02.2019 состояние жилого помещения по адресу: Пермский край, Юрлинский район, д. Петракова, ул. Луговая, д. 3 не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, проведение капитального ремонта помещения экономически нецелесообразно, рекомендовано произвести снос не жилого помещения.
С учетом указанных обстоятельств у суда имелись все основания для признания решения о снятии истца с учета на получение жилищной субсидии незаконным и признании права на получение жилищной субсидии.
С учетом изложенного решение суда законно и обоснованно, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 08 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.