СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В,
судей Круковской А.В, Слободянюк Т.А,
при секретаре Микушевой А.И,
рассмотрела в судебном заседании 25 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Девяткиной ФИО9 на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 апреля 2019 года, которым
в удовлетворении исковых требований Девяткиной ФИО10 к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконным постановления администрации МОГО "Ухта" от 23 августа 2018 года N 1813 "О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", обязании восстановить на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказано.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В, объяснения истца Девяткиной В.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Девяткина В.М. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконным постановления и восстановлении на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В обоснование требований истец указала, что в "Дата обезличена" как... была поставлена на учет граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выданный ей сертификат от "Дата обезличена" истец не использовала. Оспариваемым постановлением администрации МОГО "Ухта" N 1813 от 23.08.2018 истец снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с приобретением жилья в другом субъекте Российской Федерации, с чем не согласна, поскольку ею жилое помещение в Республике Адыгея было приобретено на денежные средства сына от продажи его квартиры и передано сыну.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика требования истца не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что с момента приобретения жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен", основания для признания истца имеющей право на получение спорной социальной выплаты утрачены, полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд первой инстанции своего представителя не направило. В письменном отзыве третье лицо полагало действия ответчика законными и обоснованными.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении её иска истца, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права и несоответствие выводов суда действующей правоприменительной практике и фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержала апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Судом установлено, что на основании постановления главы МО "Город Ухта" от 01.09.2003 N 945 "Об утверждении списков учета граждан, имеющих права на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Девяткина В.М. была включена в указанный список по категории "... " с датой постановки на учет "Дата обезличена", составом семьи 1 человек.
Из материалов дела следует, что истец была включена в сводный список граждан - получателей сертификатов на 2016 год по администрации МО ГО "Ухта", на её имя был оформлен государственный жилищный сертификат от "Дата обезличена", который не был реализован и возвращен на основании письменного заявления Девяткиной В.М..
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 23.08.2018 N 1813 Девяткина В.М. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Основанием для принятия ответчиком такого решения послужило приобретение истцом жилья в другом субъекте Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая Девяткиной В.М. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате истцом права претендовать на получение социальной выплаты в связи с приобретением в собственность жилья за пределами районов Крайнего Севера.
При этом суд исходил из того, что после приобретения жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен", истец перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в нарушение положений ст.56 ГПК РФ доказательств того, что приобретенное Девяткиной В.М. жилое помещение, являлось непригодным для проживания суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на нормах действующего законодательства, предусматривающих в качестве обязательного условия предоставления жилищной субсидии для переселения отсутствие у гражданина, состоящего на учете для ее получения, и членов его семьи, претендующих на получение жилищного сертификата в составе семьи очередника, жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен п.21 Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
По смыслу приведенных норм граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Девяткина В.М, находясь на учете граждан для получения социальной выплаты в период с 31.08.2016 до 23.01.2017 являлась собственником жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера, при этом нуждаемость её в улучшении жилищных условий по месту нахождения квартиры, на момент ее реализации не существовала. Указанные обстоятельства свидетельствовали о том, что истец перестала отвечать критериям, позволяющим претендовать на предоставление жилищного сертификата, и утратила право состоять на соответствующем учете.
Приведенные истцом доводы о том, что квартира была приобретена для сына за его денежные средства были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно не приняты судом во внимание.
В целом доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении, материальный закон применен в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нормы процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает, что состоявшееся решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Девяткиной Валентины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.