Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В,
судей Ватолиной Ю.А, Силаевой Н.Л,
при секретаре Молчановой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе Абрамович Л. Б. на решение Калужского районного суда Калужской области от 19 февраля 2019 года по иску Абрамович Л. Б. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области о включении периода службы в выслугу лет, возложении обязанности выплачивать пенсию за выслугу лет,
УСТАНОВИЛА:
11 декабря 2018 года Абрамович Л.Б. обратилась в суд с иском к УМВД России по Калужской области, в котором просила обязать ответчика включить ей в выслугу лет период работы с 31 декабря 1998 года по 27 июня 2004 года в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан и выплачивать ей пенсию по выслуге лет с 19 сентября 2017 года.
В обоснование иска указала, что проходила службу в должности диспетчера Центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения Специального управления ФПС N84 МЧС России, приказом N70 от 31 августа 2017 года уволена по п. 8 ч.2 ст.83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ (по состоянию здоровья), в приказе указана ее выслуга лет в календарном исчислении - 23 года 22 дня. Однако положенные пенсионные выплаты по выслуге лет ей не назначены в связи с последующим необоснованным исключением из ее выслуги указанного периода работы. Полагает, что это противоречит положениям действующего законодательства и международных соглашений.
Абрамович Л.Б. и ее представитель Макурова Э.Ю. в суде первой инстанции заявленные требования поддержали.
Представители третьего лица ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" Козловцев В.И, Ходак Н.Г, Степанова Т.С. полагали иск подлежащим удовлетворению.
Представитель УМВД России по Калужской области Николаев К.А. иск не признал.
Представитель третьего лица ГУ МВД по г. Москве в судебное заседание не явился, представил письменные возражения относительно заявленных требований.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 19 февраля 2019 года Абрамович Л.Б. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Определением судебной коллегии от 30 мая 2019 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Заслушав Абрамович Л.Б. и ее представителя Решетник К.И, поддержавших жалобу, представителей ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" Ходак Н.Г, Степанову Т.С, полагавших жалобу обоснованной, представителя УМВД России по Калужской области Николаева К.А, полагавшего решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что Абрамович Л.Б. в период с 28 декабря 1995 года по 31 декабря 1998 года проходила службу в противопожарной службе МВД Республики Казахстан, с 31 декабря 1998 года по 27 июня 2004 года - в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан, с 25 января 2005 года по 19 сентября 2017 года - в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.
Приказом ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" от 31 августа 2017 года диспетчер Центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения Специального управления ФПС N84 МЧС России Абрамович Л.Б. уволена со службы по пункту 8 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья), с 19 сентября 2017 года.
Выслуга лет истца по состоянию на 19 сентября 2017 года в приказе об увольнении указана 23 года 22 дня (в календарном исчислении), выслуга лет для выплаты выходного пособия - 21 год.
В октябре 2017 года пенсионное дело истца с ее заявлением о назначении пенсии за выслугу лет и расчетом выслуги лет Специальным управлением ФПС N84 МЧС России направлено в Центр финансового обеспечения УМВД России по Калужской области, где было вынесено заключение о назначении ей пенсии на основании подпункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, утвержденное 19 октября 2017 года.
Пенсионное дело Абрамович Л.Б. для выплаты пенсии направлено в ГУ МВД России по г. Москве.
Письмом ГУ МВД России по г. Москве от 20 декабря 2017 года пенсионное дело Абрамович Л.Б. возвращено в Центр финансового обеспечения УМВД России по Калужской области для уточнения правомерности зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в ПЧ N8 ГПС Южно-Казахстанской области Республики Казахстан.
При этом пенсия Абрамович Л.Б. не выплачивалась.
Письмами Центра финансового обеспечения УМВД России по Калужской области от 15 февраля 2018 года и от 14 марта 2018 года Абрамович Л.Б. сообщено об отсутствии оснований для выплаты пенсии ввиду того, что период с 31 декабря 1998 года по 27 июня 2004 года был учтен в ее выслугу лет для назначения пенсии по пункту "а" статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 без достаточных правовых оснований.
Одновременно указано, что на день увольнения со службы она достигла возраста 45 лет, уволена по ограниченному состоянию здоровья и имеет суммарный стаж службы в органах внутренних дел Республики Казахстан и МЧС России 15 лет 7 месяцев 27 дней. Таким образом, при наличии по состоянию на 19 сентября 2017 года не менее 9 лет 4 месяцев 4 дней гражданского трудового стажа ей может быть назначена пенсия по нормам пункта "б" статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1. Для точного определения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа и подготовки расчета выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1, ей рекомендовано обратиться в кадровое подразделение ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России".
Письмом ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" от 1 июня 2018 года Абрамович Л.Б. было отказано в проведении перерасчета выслуги лет для назначения пенсии по смешанному стажу (по пункту "б" части первой статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1).
Согласно представленному ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" в суд апелляционной инстанции расчету выслуги лет Абрамович Л.Б, ее стаж составляет: в МЧС России 12 лет 7 месяцев 24 дня, службы - 15 лет 7 месяцев 27 дней, трудовой стаж - 10 лет 9 месяцев 14 дней, всего в календарном исчислении 26 лет 5 месяцев 11 дней.
Абрамович Л.Б. в суде апелляционной инстанции поддержала заявленные ею требования о назначении ей пенсии в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно абзацу 6 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются: военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (часть 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 года N3465 "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан" было предписано в срок до 1 июля 1997 года обеспечить передачу подразделений Государственной противопожарной службы из Министерства внутренних дел в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям.
В период прохождения истцом службы с 31 декабря 1998 года по 27 июня 2004 года в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан, данная служба не входила в систему органов внутренних дел указанного государства.
Договора (соглашения) между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по вопросу взаимного зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в подразделениях государственной противопожарной службы, не заключалось.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в иске является правильным.
Доводы жалобы сводятся к неверному толкованию норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку со стороны ФГКУ "Специальное управление ФПС N84 МЧС России" отсутствует нарушение прав истца, в рамках заявленных ею требований, судебная коллегия полагает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамович Л. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.