Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ариничева С.Н,
судей Ахрамеева С.В, Силаевой Т.Г,
при секретаре Шевцове С.А,
с участием прокурора Тарченко Н.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Бронниковой В. И, Бронниковой В. Е. на решение Кировского районного суда Калужской области от 4 марта 2019 года по делу по иску Министерства обороны Российской Федерации к Бронниковой В. И, Бронниковой В. Е. о прекращении права пользования и выселении из служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
28 августа 2018 Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Бронниковой В.И, Бронниковой В.Е, просило устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" прекратить право пользования ответчиков указанным жилым помещением, выселить из него без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований ссылалось на то, что указанное жилое помещение, являющееся служебным, было предоставлено ответчице на основании договора найма служебного помещения. Ответчики в настоящее время в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоят, в связи с чем незаконно удерживают спорное жилое помещение.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Ответчица Бронникова В.И. в судебном заседании исковые требования не признала.
Ответчица Бронникова В.Е. в судебное заседание не явилась.
Представители третьих лиц ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 4 марта 2019 года исковые требования удовлетворены, постановлено:
признать Бронникову В.И, Бронникову В.Е. утратившими право пользования жилым помещением - квартирой N в доме N "адрес";
выселить Бронникову В.И, Бронникову В.Е. из квартиры N дома N "адрес";
настоящее решение является основанием для снятия с регистрационного учета Бронниковой В.И, Бронниковой В.Е. по указанному адресу.
В апелляционной жалобе Бронниковой В.И, Бронниковой В.Е. поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу прокурором поданы возражения относительно содержащихся в ней доводов.
Выслушав заключение прокурора Тарченко Н.Е, полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является собственностью Российской Федерации, отнесено к служенным жилым помещениям.
Судом установлено, что Бронникова В.И. состояла в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, прекратившихся 31 июля 2014 года на основании приказа командира войсковой части 06987-А в силу пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
16 октября 2009 года между Министерством обороны Российской Федерации и Бронниковой В.И. был заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес" для временного проживания. В договоре указано, что жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы. В качестве членов семьи нанимателя в договоре найма были указаны ФИО7 - дочь, Бронникова В.Е. - дочь.
Согласно выписке из домовой книги в спорном жилом помещении зарегистрированы Бронникова В.И, Бронникова В.Е.
21 мая 2018 года ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратилось к Бронниковой В.И. с требованием освободить спорное жилое помещение в десятидневный срок ввиду отсутствия трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно ответу заместителя Главы Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" N48-19-БЖ от 23 января 2019 года Бронникова В.И, Бронникова В.Е. в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по состоянию на 1 марта 2005 год не состояли. В настоящее время в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не значатся.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р пос. Шайковка являлся закрытым военным городком и согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 1470-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р" исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из дела видно, что Бронникова В.И. с детьми были включены в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году как участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Как следует из ответа департамента реализации инвестиционных проектов и организации бюджетного процесса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по состоянию на 11 января 2019 года согласно информационной системе учета выданных и оплаченных государственных жилищных сертификатов Бронникова В.И. и Бронникова В.Е. не обеспечивались государственными жилищными сертификатами в рамках основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, а также в рамках ранее действующих аналогичных государственных программ, где применялся механизм государственных жилищных сертификатов.
Из дела видно, что Бронниковой В.И, Бронниковой В.Е, ФИО7 на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 14 сентября 1998 года принадлежит по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: "адрес".
На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе, в связи с прохождением службы.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Обстоятельств, при которых в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускается, судом по настоящему делу не установлено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные правовые положения, суд правильно удовлетворил исковые требования, поскольку спорное жилое помещение является служебным, ответчики не состоят в трудовых отношениях с истцом.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона в связи со следующим.
Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Поскольку возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчики продолжают занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, то с учетом положений статьи 195, пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для применения исковой давности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "б" пункта 5 указанных Правил, в редакции, действовавшей на момент увольнения ответчицы, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 5 в редакции, действующей с 04 января 2018 года, к таким лицам отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Поскольку пос. Шайковка исключен в 2011 году из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и ответчица не относится к лицам, указанным в подпункте "б" пункта 5 названных правил, доводы жалобы о том, что в 2010 году Бронниковы были участниками программы на получение государственных жилищных сертификатов, в связи с чем не могут быть выселены из занимаемого ими жилого помещения до обеспечения жилыми помещениями, являются необоснованными.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Калужской области от 4 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бронниковой В. И, Бронниковой В. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.