Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа
"Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Пестовой Анастасии Германовны к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить;
обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Пестовой Анастасии Германовне благоустроенное жилое помещение в границах г. Йошкар-Олы по договору социального найма во внеочередном порядке по установленной норме предоставления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пестова А.Г. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении на ответчика обязанности предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления в пределах населенного пункта "Город Йошкар-Ола". В обоснование заявленных требований указала, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" она признана малоимущей и принята на учет как нуждающаяся в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе указывает, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений, муниципального жилищного фонда, и только в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Положения пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, исключают полномочия администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" по предоставлению жилого помещения истцу, так как Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает обеспечение граждан, признанных администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями только в порядке очередности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца Пестовой А.Г, просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года 987н.
Из дела видно, что Пестова А.Г, "дата" рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес". Жилое помещение принадлежит по 1/2 доли "... " и "... ". Согласно поквартирной карточке в квартире зарегистрированы "... ", "... ", "... ", Пестова А.Г, "... ".
Медицинским заключение Республиканского психоневрологического диспансера "N" от 15 января 2019 года установлено, что Пестова А.Г. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на дополнительную жилую площадь.
Согласно справке МСЭ-2016 "N" ФГУ "ГБ МСЭ по Республике Марий Эл" от 30 мая 2018 года Пестова А.Г. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена повторно 1 июня 2018 года бессрочно.
Постановлением администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" от 27 марта 2019 года "N" Пестова А.Г. с семьей из
2 человек признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл". По состоянию на 28 марта 2019 года очередь по общему списку "N".
Установив обстоятельства того, что истец как малоимущая, состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и до настоящего времени не реализовала свое право на получение жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Пестовой А.Г. о представлении ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по установленной норме предоставления.
Судебная коллегия полагает выводы суда об удовлетворении исковых требований правильными.
Доводы жалобы администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" о неправомерности выводов суда о возложении на ответчика обязанности предоставить Пестовой А.Г. жилое помещение, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из части третьей названной статьи, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. То есть, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы только два условия: принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений; наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Пестовой А.Г.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола", как орган местного самоуправления, не наделена соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, несостоятельна.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября
2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы обеспечения малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (к которым относится истец), жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления. При этом, вопреки доводам жалобы, отсутствие специального наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещения не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов и защиты жилищных прав граждан.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.