Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д,
при секретаре Идрисовой Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Макаровой Н.Л. Сарычевой Е.А. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2019 года, которым постановлено отказать в удовлетворении административное исковое заявление Макаровой Н. Л. к администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл о признании незаконным уведомления от "дата" "N" о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, выданного администрацией муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова Н.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл (далее - администрация МО "Пекшиксолинское сельское поселение") о признании незаконным уведомления от "дата" "N" о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении на административного ответчика обязанности выдать ей уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", ссылаясь на то, что является собственником данного земельного участка, который она приобрела по договору купли-продажи от "дата". Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. На ее обращение в администрацию МО "Пекшиксолинское сельское поселение" о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке было получено уведомление от "дата" о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку принадлежащий ей земельный участок находится в зоне земель сельскохозяйственного назначения, указанный в уведомлении объект индивидуального жилищного строительства не соответствует основным видам разрешенного использования земельного участка. Полагает названное уведомление незаконным и нарушающим ее права, указывая на то, что Правила землепользования и застройки МО "Пекшиксолинское сельское поселение" от 18 января 2013 года N 142/1, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Макаровой Н.Л. Сарычева Е.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Также указывает на то, что определить фактические границы населенного пункта "адрес" не представляется возможным. Вместе с тем границы земельного участка административного истца определены согласно межевому плану, имеют характерные точки на местности, уникальные характеристики, границы земельного участка согласованны как земли населенных пунктов. Результаты кадастровых работ никем не оспорены и внесены в кадастр недвижимости, сведений о том, что земельный участок при постановке на кадастровый учет имел наложения границ на другие земельные участки, имел другую категорию либо вид разрешенного использование, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении административного иска у суда не имелось.
Макарова Н.Л, представитель администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя Макаровой Н.Л. Сарычевой Е.А, поддержавшей жалобу, представителя администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" Перминова М.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Макарова Н.Л. на основании договора купли-продажи от "дата" является собственником земельного участка с кадастровым номером "N" расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "N" кв.м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
14 декабря 2018 года Макарова Н.Л. обратилась в администрацию МО "Пекшиксолинское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл с уведомлением о планируемом строительстве на принадлежащем ей земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, по результатам рассмотрения которого в адрес административного истца было направлено оспариваемое уведомление от "дата" "N", в котором административный ответчик уведомил о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", утвержденными Собранием депутатов от 18 января 2013 года N 142/1, спорный земельный участок находится в зоне СХ - земли сельскохозяйственного назначения. Основные виды разрешенного использования: сады, огороды, палисадники; пашни, сенокосы, пастбища; сельскохозяйственные здания и сооружения; сельскохозяйственные объекты.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов истца.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", утвержденные решением Собранием депутатов муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от 18 января 2013 года N 142/1, сведения, содержащиеся Генеральном плане муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, установив, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится за пределами границ населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения, обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно положениям статьи 51.1 ГрК РФ, введенной в действие с 4 августа 2018 года, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (часть 1).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7).
В силу части 10 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в частности, в случаях, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно части 11 в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Оспариваемое уведомление от "дата" "N" соответствуют приведенным требованиям статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи30 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30-35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся, в частности, генеральные планы поселения (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно представленному в материалы дела генеральному плану муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером "N", принадлежащий Макаровой Н.Л, находится за пределами красной линии населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения (л.д. 115, 132-134).
В соответствии с Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от 18 января 2013 года N 142/1, основными видами разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения являются сады, огороды, палисадники; пашни, сенокосы, пастбища; сельскохозяйственные здания и сооружения; сельскохозяйственные объекты.
Исходя из изложенного, правовой режим спорного земельного участка определяется положениями статей 77, 78 ЗК РФ и Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не допускающими размещение на таком земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства.
Учитывая, что уполномоченным органом исполнительной власти решений об изменении категории земель, в которые входит спорный земельный участок, не принималось, органом местного самоуправления изменения в генеральный план в установленном законом порядке не вносились, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным выданного Макаровой Н.Л. уведомления от "дата" "N".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административного истца, изложенную в административном иске и в судебном заседании в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они основаны на неправильном понимании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба представителя Макаровой Н.Л. Сарычевой Е.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Макаровой Н.Л. Сарычевой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В. Попов
Судьи
Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.