Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Салиховой Э.И,
судей Клюкиной О.В. и Халиулина А.Д,
при секретаре Идрисовой Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2019 года, которым постановлено:
административные исковые требования Халитовой Р. Г. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконными отказов в признании нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях удовлетворить.
Признать незаконными постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" "N" и постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" "N", которыми Халитовой Р. Г. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях.
Возложить на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность поставить Халитову Р. Г. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как вдову участника Великой Отечественной войны с момента первоначального обращения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халитова Р.Г. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным отказа административного ответчика "дата" о признании ее - вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 августа 2018 года, Халитовой Р.Г. отказано в удовлетворении административного иска.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Марий Эл от 18 января 2019 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 августа 2018 отменены, административное дело по административному иску Халитовой Р.Г. направлено на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл также принят к производству административный иск Халитовой Р.Г. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным отказа административного ответчика от "дата" о признании ее - вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В указанных административных исках Халитова Р.Г. сослалась на то, что "дата" она обратилась с заявлением к административному ответчику о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно письму администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" ей было отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью жилой площадью, превышающей установленную учетную норму площади жилого помещения. Её повторное заявление о признании нуждающейся в жилых помещениях по указанным выше основаниям также оставлено административным ответчиком без удовлетворения, о чем ей сообщено в письме от "дата". Полагая данные отказы незаконными, административный истец обратилась с административными исками в суд.
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 февраля 2019 года административные дела по указанным выше административным искам Халитовой Р.Г. объединены в одно производство, объединенному делу присвоен "N".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать Халитовой Р.Г. в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Приводит доводы о том, что на административном истце лежала обязанность по доказыванию обстоятельств её вселения и проживания в жилом помещении не как члена семьи собственника, а на иных основаниях, что Халитовой Р.Г. не было сделано. Суд при рассмотрении дела данные обстоятельства не установил.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Халитовой Р.Г. - Сорвачева В.А. приводит доводы в поддержку решения суда, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Халитова Р.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена, представила ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое оставлено судебной коллегией без удовлетворения ввиду не признания причин неявки в судебное заседание административного истца и ее представителя уважительными.
Представитель административного ответчика администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", заинтересованные лица Халитова З.М, Габдуллина Л.М, Габдуллин И.К, Габдуллин И.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Халитова Р.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным Министерством социального развития Республики Марий Эл "дата" и имеет право на льготы на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
"дата" Халитова Р.Г. обратилась в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением о признании ее и членов ее семьи, состоящей из 6 человек, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом от "дата" Халитовой Р.Г. сообщено, что постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" года "N" ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью жилой площадью на каждого члена семьи заявителя в размере 18,8 кв. м, что превышает установленную постановлением главы администрации г. Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года N 1386 учетную норму в г. Йошкар-Оле, составляющую 14,5 кв. м.
"дата" Халитова Р.Г. повторно обратилась в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением о принятии ее - вдову ветерана Великой Отечественной войны на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом от "дата" Халитовой Р.Г. сообщено, что постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" "N" ей отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях как не имеющей оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определяя на основании части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уровень обеспеченности жилой площадью, административным ответчиком наряду с жилым домом общей площадью "N" кв. м, расположенным по адресу: "адрес" и принадлежащим на праве собственности внуку Халитовой Р.Г. - Габдуллину И.И, в котором она зарегистрирована по месту жительства, были также учтены 9/20 доли жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (общей площадью "N" кв. м, собственником доли является О. - "... ") и 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (общая площадь квартиры "N" кв. м, собственник доли "... " - Габдуллин И.К.).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные по делу доказательства, установив, что Халитова Р.Г. не является членом семьи Габдуллина И.И, а также Габдуллина И.К, пришел к выводу о незаконности отказа в признании административного истца нуждающейся в жилых помещениях, в связи с чем возложил на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность поставить Халитову Р.Г. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как вдову участника Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе предоставление жилых помещений.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона к числу мер социальной поддержки отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам, включая граждан указанных выше категорий, жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости, определяемых в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых в том числе:
лиц, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1);
членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (подпункт "а");
членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (подпункт "б").
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи.
На основании приведенных выше положений действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Халитова Р.Г. в силу прямого указания закона не является членом семьи Габдуллина И.И, а также Габдуллина И.К. При этом судом верно отмечено, что в силу приведенных выше положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеет Халитова Р.Г, которая нанимателем либо собственником жилого помещения не является, иные вышеуказанные лица к определенным названным законом категориям граждан, имеющих право на получение таких мep, нe относятся.
Доказательств вселения и проживания Халитовой Р.Г. в жилом помещении в качестве члена семьи собственника администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" суду не представлено, несмотря на то, что вопреки доводам апелляционной жалобы, бремя доказывания указанного обстоятельства в соответствии со статьей 62 КАС РФ возлагается на административного ответчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административного ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они основаны на неправильном понимании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и отмены решения суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий Э.И. Салихова
Судьи О.В. Клюкина
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.