Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей: Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д,
при секретаре Идрисовой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл
на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 апреля 2019 года, по которому постановлено:
административное исковое заявление Будаговой А.Ф. кызы к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными действий по отказу в приеме заявления на получение разрешения на временное проживание удовлетворить;
признать незаконными действия Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, выразившиеся в отказе в приеме документов на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации Будаговой А.Ф. кызы.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гражданин Республики "... " Будагова А.Ф.к. подала в суд административный иск к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл) о признании незаконными действий Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл, выразившиеся в отказе в приеме заявления и документов на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, ссылаясь на следующие обстоятельства. 27 января 2019 года Будагова А.Ф.к. въехала на территорию Российской Федерации с намерением постоянного проживания с супругом Г. С.Н.о. 13 февраля 2019 года Будагова А.Ф.к, собрав необходимые документы для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, пришла в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл, где сотрудники ей пояснили, что подать самостоятельно документы она не может ввиду не достижения возраста восемнадцати лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с заключением брака она приобрела дееспособность в полном объеме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Марий Эл в лице представителя Актанаева А.Н. (доверенность от "... ") просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие законных оснований для отказа в принятии документов от Будаговой А.Ф.к, так как данное лицо заявителем не являлось.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Марий Эл Актанаева А.Н, подержавшего жалобу; объяснения представителя Будаговой А.Ф.к. - Бахтина М.А, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда подлежит отмене, как постановленное при недоказанности установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, с нарушением норм материального и процессуального права (п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции руководствовался, в том числе положениями п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, аналогичными положениями личного закона Будаговой А.Ф.к. - ст. 28 Гражданского кодекса Республики Азербайджан, установил, что несовершеннолетняя Будагова А.Ф.к, состоящая в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации Г. С.Н.о, подала 13 февраля 2019 года документы для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, в принятии которых было отказано, сделал вывод о том, что в рассматриваемой ситуации положения п. 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 891, не подлежат применению.
При этом не было принято во внимание следующее.
Согласно п. 2 вышеуказанного Административного регламента заявителями являются: 2.1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший восемнадцатилетнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации, в том числе в отношении получающего разрешение совместно с ним иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или признанного недееспособным, или ограниченного в дееспособности, законным представителем которого он является. 2.2. Иностранный гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации, достигший восемнадцатилетнего возраста, в том числе в отношении получающего разрешение совместно с ним иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или признанного недееспособным, или ограниченного в дееспособности, законным представителем которого он является. 2.3. Гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, проживающий на территории Российской Федерации на основании разрешения или вида на жительство, в отношении иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или признанного недееспособным, или ограниченного в дееспособности, законным представителем которого он является.
В пункте 27 названного Административного регламента, в котором приведен Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением данной государственной услуги, отсутствует Гражданский кодекс Российской Федерации.
Преамбула приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 891 содержит ссылку на Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно ст. 1 которого этот Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В силу п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования вышеуказанный Административный регламент не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, поскольку на основании него осуществляется правовое регулирование отношений, не являющихся гражданскими.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Согласно ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права, что образует содержание правоспособности граждан.
Поскольку вышеуказанный Административный регламент не относится к актам гражданского законодательства, приобретение Будаговой А.Ф.к. гражданской дееспособности в полном объеме в связи с вступлением в зарегистрированный брак, что предусмотрено личным законом гражданина Республики Азербайджан, не исключало соблюдение требований Административного регламента, в том числе применительно к тому, кто признается заявителем при подаче заявления на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1-4 ч. 9, ч. 10, ч. 11 ст. 227 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9). В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в п. п. 1 и 2, пп. "а" и "б" п. 3 ч. 9 настоящей статьи.
Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (п. 10). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вышеуказанным Административным регламентом утверждена форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание (приложение N 2), которой в п. 14 предусмотрено указание семейного положения заявителя, в п. 21 - перечень представляемых с заявлением документов.
В материалах административного дела отсутствует заявление, с которым Будагова А.Ф.к. обратилась 13 февраля 2019 года в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл по вопросу получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Суд первой инстанции предлагал стороне административного истца представить данный документ, чего не было сделано. Заявление не представлено и в суд апелляционной инстанции.
Сторона административного ответчика признавала факт подачи Будаговой А.Ф.к. 13 февраля 2019 года вышеуказанного заявления, однако утверждала о правомерности отказа в принятии заявления ввиду не достижения Будаговой А.Ф.к. на тот момент совершеннолетия. Какого-либо письменного документа об отказе в принятии заявления Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл Будаговой А.Ф.к. выдано не было.
Таким образом, на момент рассмотрения и разрешения административного дела судом первой инстанции не было документально установлены содержание заявления Будаговой А.Ф.к, перечень прилагаемых к заявлению документов, в том числе, было ли приложено свидетельство о заключении брака.
В связи с этим, выводы суда о незаконности оспариваемых действий МВД по Республике Марий Эл, выразившихся в отказе Будаговой А.Ф.к. 13 февраля 2019 года в принятии заявления на получение разрешения на временное проживание иностранному гражданину, не основаны на материалах административного дела.
В свою очередь, стороной административного истца не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов Будаговой А.Ф.к, что с учетом того, что административный ответчик в целом административный иск не признавал, влекло отказ в его удовлетворении.
Положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни. Вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, не допускается.
В рассматриваемой ситуации положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не подлежали применению, поскольку факт нарушения права иностранного гражданина на уважение его личной и семейной жизни со стороны публичных властей государства пребывания не установлен.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, как незаконное и необоснованное, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
9 апреля 2019 года отменить.
Вынести по административному делу новое решение, которым Будаговой А.Ф. кызы отказать в удовлетворении административного иска к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными действий по отказу в принятии заявления на получение разрешения на временное проживание от 13 февраля 2019 года.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.