Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Грибина А.В. Казакова А.Н. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 мая 2019 года, которым постановлено административное исковое заявление Грибина А. В. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", изложенного в уведомлении главы администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от "дата" "N", в выдаче Грибину А. В. разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" и возложении обязанности выдать такое разрешение оставить без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грибин А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" (далее - администрация МО "Пекшиксолинское сельское поселение"), изложенного в уведомлении главы администрации МО "Пекшиксолинское сельское поселение" от "дата" "N", в выдаче ему разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" и возложении на административного ответчика обязанности выдать такое разрешение, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка по указанному выше адресу. Данный земельный участок площадью "N" кв.м, кадастровый номер "N", отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домиков). 28 сентября 2016 года администрацией муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" ему было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, а также утвержденный градостроительный план земельного участка. После окончания строительства жилого дома он обратился к административному ответчику за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Уведомлением от "дата" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ему было отказано, поскольку земельный участок с кадастровым номером "N" отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, возведение жилых домов на нём не допускается. Полагает названное уведомление незаконным и нарушающим его права, так как согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования, который допускает возведение индивидуальных жилых домов. Жилой дом возведен на основании выданного разрешения и в соответствии с градостроительным планом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Грибина А.В. Казаков А.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Также указывает, что обстоятельство нахождения принадлежащего Грибину А.В. земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения какими-либо доказательствами не подтверждено.
Административный истец Грибин А.В, его представитель Казаков А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, представили ходатайство об отложении рассмотрения жалобы ввиду невозможности явки в судебное заседание по причине нахождения за пределами Республики Марий Эл в связи с командировкой Казакова А.Н. и вахтовым методом работы Грибина А.В. Поскольку документального подтверждения невозможности явки в судебное заседание по указанным в ходатайстве причинам не представлено, судебная коллегия не находит оснований для отложения рассмотрения дела.
Административный ответчик администрация муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", заинтересованное лицо отдел архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки суду не сообщили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Грибин А.В. на основании договора купли-продажи от "дата" является собственником земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес" площадью "... " кв.м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для малоэтажной застройки.
28 сентября 2016 года администрацией муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" Грибину А.В. выдано разрешение на строительство "N", которым на указанном земельном участке разрешено строительство индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от 14 сентября 2016 года.
Из градостроительного плана спорного земельного участка, подготовленного отделом архитектуры и муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район", следует, что земельный участок расположен в зоне Ж-3 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
"дата" Грибин А.В. обратился к административному ответчику с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома. По результатам его рассмотрения администрацией муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" в адрес административного истца направлено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от "дата" "N", в котором указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от 18 января 2013 года N 142/1, земельный участок с кадастровым номером "N" находится в зоне СХ - земли сельскохозяйственного назначения. Основные виды разрешенного использования: сады, огороды, палисадники; пашни, сенокосы, пастбища; сельскохозяйственные здания и сооружения; сельскохозяйственные объекты.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов истца.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", утвержденные решением Собранием депутатов муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от 18 января 2013 года N 142/1, сведения, содержащиеся Генеральном плане муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, установив, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится за пределами границ населенного пункта и относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска.
Статьей 55 ГрК РФ регулируется порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 55 ГрК РФ застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства подает на бумажном носителе в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с приложением документов, предусмотренных пунктами 1-3 части 16 данной статьи.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории; допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию; направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 19 статьи 55 ГрК РФ).
В силу части 20 статьи 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется, в том числе, в случае, если размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи30 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30-35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся, в частности, генеральные планы поселения (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно представленному в материалы дела генеральному плану муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером "N", принадлежащий Грибину А.В, находится за пределами красной линии населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение", утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования "Пекшиксолинское сельское поселение" от 18 января 2013 года N 142/1, основными видами разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения являются сады, огороды, палисадники; пашни, сенокосы, пастбища; сельскохозяйственные здания и сооружения; сельскохозяйственные объекты.
Исходя из изложенного, правовой режим спорного земельного участка определяется положениями статей 77, 78 ЗК РФ и Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не допускающими размещение на таком земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства.
Учитывая, что уполномоченным органом исполнительной власти решений об изменении категории земель, в которые входит спорный земельный участок, не принималось, органом местного самоуправления изменения в генеральный план в установленном законом порядке не вносились, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выданного Грибину А.В. уведомления от "дата" "N". При этом судом были верно отклонены доводы стороны административного истца о добросовестности действий приобретателя земельного участка, наличии разрешения на строительства, выданного в установленном законом порядке, как не имеющие юридического значения по настоящему делу, что не лишает Грибина А.В. права требовать защиты своих прав иным способом, предусмотренным гражданским законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административного истца, изложенную в административном иске и в судебном заседании в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они основаны на неправильном понимании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба представителя Грибина А.В. Казакова А.Н. удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Грибина А.В. Казакова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В. Попов
Судьи
Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.