Дата вступления в законную силу - 5 августа 2019 г.
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" Поповой Е.А,
представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г,
представителя заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кондратенко Н.В,
представителя заинтересованного лица администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Александровой А.В,
административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "... ", местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: "... ", в размере его рыночной стоимости 946319 рублей, по состоянию на 1 января 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" (далее - ООО "СтромТЭКсервис", общество) подало в суд административный иск к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "... ", местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: "... ", в размере его рыночной стоимости 946319 рублей (с учетом уточнения предмета требования), по состоянию на 1 января 2012 года. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства. ООО "СтромТЭКсервис" является собственником вышеуказанного земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания продовольственного магазина с офисными помещениями, общей площадью 740 кв.м. Право собственности общества подтверждено свидетельством о государственной регистрации права "... ", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4 декабря 2013 года сделана запись регистрации. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года N 199 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель г..Йошкар-Олы по состоянию на 1 января 2012 года. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 5431977,4 рублей по состоянию на 1 января 2012 года. Между тем, согласно отчету об оценке N "... " от 1 ноября 2018 года, составленному ООО "Агентство оценки и экспертизы", рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 833000 рублей.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права общества, которое является налогоплательщиком и уплачивает земельный налог. ООО "СтромТЭКсервис" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Марий Эл с требованием об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Решением комиссии от 13 декабря 2018 года N 231 заявление общества было отклонено.
Судом к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрация городского округа "Город Йошкар-Ола".
В судебных заседаниях представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" Попова Е.А. (доверенность от "... " года) административный иск с учетом уточнения предмета требований поддержала, суду пояснила, что разница между установленной кадастровой стоимостью и стоимостью, установленной экспертом, возникла в связи с тем, что проводилась массовая оценка объектов.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. (доверенность от "... " года N "... ") пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленного требования в размере рыночной стоимости объекта, установленной экспертом.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кондратенко Н.В. (доверенность от "... " года N "... ") оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Александрова А.В. (доверенность от "... " года N "... ") не возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился. В суд поступило заявление о том, что вопрос об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости Управление оставляет на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как предусмотрено пунктами 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно частям 1, 3 и 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" является собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "... " от 4 сентября 2013 года, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 6 марта 2019 года.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2012 года постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл", введенным в действие с 1 января 2018 года постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2017 года N 242, и составляет 5431977,4 рублей.
Согласно представленному административным истцом отчету N "... " от 1 ноября 2018 года об оценке объекта оценки, составленному ООО "Агентство оценки и экспертизы", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания продовольственного магазина с офисными помещениями, общая площадь 740 кв.м, адрес (местонахождения объекта): "... ", составляет 883000 рублей, по состоянию на 1 января 2012 года.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", судом по ходатайству стороны административного истца была назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, проверки соответствия отчета N "... " от 1 ноября 2018 года об оценке объекта оценки, составленного ООО "Агентство оценки и экспертизы", требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению эксперта от 13 мая 2019 года N "... ", выполненному экспертом ООО "Билге" Игнашиной И.Г, отчет N "... " от 1 ноября 2018 года об оценке объекта оценки, составленный ООО "Агентство оценки и экспертизы", об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, применимых федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость объекта недвижимого имущества: земельного участка, кадастровый номер "... ", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "... " по состоянию на 1 января 2012 года, составляет 946319 рублей.
Как видно из поданных уточнений к административному исковому заявлению, представитель административного истца Попова Е.А. согласилась с выводами эксперта о размере рыночной стоимости данного земельного участка.
Со стороны Правительства Республики Марий Эл, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка либо доказательства иного размера его рыночной стоимости не представлены.
В силу части 2 статьи 59 КАС РФ заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами.
Как следует из заключения эксперта от 13 мая 2019 года N "... ", экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка выполнена на основании материалов административного дела с натурным исследованием земельного участка.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход (метод сравнения продаж). В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.
В частности, при использовании сравнительного подхода эксперт выбрал 3 объекта-аналога, сопоставимые с объектом оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений, размещенных в специализированном печатном издании: газеты "Из рук в руки". Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Оснований не доверять выводам эксперта Игнашиной И.Г. у суда не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.
Эксперт Игнашина И.Г. имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности.
Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
От лиц, участвующих в настоящем административном деле, не поступило ходатайства о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, суд определяет кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением эксперта от 13 мая 2019 года N 30Э/04/19.
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (пункт 25).
Как следует из решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 13 декабря 2018 года N 231, заявление общества с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости отклонено, заявление было подано в комиссию 22 ноября 2018 года.
Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск общества ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "... ", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; "... ", по состоянию на 1 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости 946319 рублей, подлежит удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административный иск общества с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "... ", по состоянию на 1 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости 946319 рублей.
Датой подачи заявления считать обращение общества с ограниченной ответственностью "СтромТЭКсервис" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - 22 ноября 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером "... ", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "... ".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.