Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Халиулина А.Д,
при секретаре Демаковой В.А,
с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Киреева С.В,
представителя административного ответчика Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл Кульшетова В.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о ликвидации Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл (далее - Организация) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что Организацией не устранены нарушения, выявленные в ходе плановой документарной проверки и отраженные в акте проверки от 15 декабря 2017 года, вынесенном предупреждении от 18 декабря 2017 года и повторных предупреждениях от 26 апреля 2018 года и 26 сентября 2018 года. Организация неоднократно привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок требований Управления об устранении нарушений законодательства. В деятельности Организации имеет место систематическое грубое игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по устранению нарушений законодательства, что препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности и, тем самым, имеет вредные последствия для общества и государства.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Киреев С.В. поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл Кульшетов В.Д. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, факт выявленных нарушений в деятельности Организации не оспаривал.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по
г. Йошкар-Оле в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая
1995 года N 82-ФЗ).
Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).
Согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Указанный Федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям (часть 1 статьи 38).
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года
N 82-ФЗ).
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, действующим на территории Республики Марий Эл. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл имеет право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений (подпункт 74 пункта 6 Положения).
Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года
N 82-ФЗ, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда, в частности, в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица предусмотрены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 1 ноября 1995 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл принято решение о государственной регистрации Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл, учетный номер "N". Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 13 апреля 2005 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1051203401622.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, является председатель Правления Организации
Кульшетов В.Д.
В период с "дата" 2017 года на основании распоряжения врио начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от "дата"
"N" проведена плановая документарная проверка в отношении Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл на соответствие ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации, по результатам которой составлен акт проверки от "дата" (далее - акт проверки), отражающий нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений.
Согласно акту в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.
В нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона от
19 мая 1995 года N 82-ФЗ официальное наименование Организации не содержит указания на территориальную сферу деятельности (региональная).
В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ Устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:
в нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ), части 2 статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ описание символики, которую использует Организация в своей деятельности, не содержится в Уставе Организации;
положение пункта 4 раздела I устава Организации в части "символикой, зарегистрированной в установленном законом порядке" не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 19 мая
1995 года N 82-ФЗ, пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января
1996 года N 7-ФЗ. Названными нормами требование к регистрации символики не установлено;
- положение пункта 1 раздела II Устава противоречит требованиям статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ;
- положения пунктов 6 и 7 раздела II Устава в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пунктов 1, 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- положение пункта 2 раздела III Устава в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления - общего собрания не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ;
- положение подпункта "д" пункта 4 раздела III Устава Организации в части отнесения к компетенции Правления вопроса о приеме в члены Организации противоречит требованиям пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ;
- положение пункта 3 раздела III Устава Организации в части определения правомочности заседаний Правления и порядка принятия им решений противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 ГК РФ;
- в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от
19 мая 1995 года N 82-ФЗ, пункта 2 статьи 123.7 ГК РФ в Организации не образованы постоянно действующий руководящий орган и единоличный исполнительный орган.
В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от
19 мая 1995 года N 82-ФЗ Организация за 2014, 2015, 2016 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними; не соблюдает нормы, предусмотренные ее Уставом: в нарушение подпункта "г" пункта 2 раздела III Устава общее собрание в 2014 и 2015 годах не заслушивало и не утверждало отчет председателя Правления и ревизионной комиссии; в нарушение пункта 3 раздела III Устава не соблюдается периодичность проведения заседаний Правления (1 раз в квартал); в нарушение пункта 6 раздела III Устава на заседании Общего собрания от 29 февраля 2016 года заслушивался отчет ревизионной комиссии о проверке финансово-хозяйственной деятельности Организации, однако документов, подтверждающих осуществление проверок ревизионной комиссией, к проверке не представлено, следовательно, сделать вывод о работе ревизионной комиссии не представилось возможным.
В нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от
12 января 1996 года N 7-ФЗ Организация не представляла в органы государственной статистики статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность за период с 1 октября 2014 года по 1 октября 2017 года.
В нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ указанные в Едином государственном реестре юридических лиц виды экономической деятельности 74.30 "Деятельность по письменному и устному переводу" и 82.99 "Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки" не соответствуют целям деятельности Организации, Уставом Организации такая деятельность также не предусмотрена.
Протоколы Общего собрания от "дата" в нарушение положений пунктов 2, 3 и 4 статьи
181.2 ГК РФ не содержат времени и места проведения заседаний, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, подпись председательствующего на собрании и секретаря собрания.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ 18 декабря 2017 года в адрес Правления Организации вынесено предупреждение и установлен срок устранения нарушений до 19 февраля 2018 года.
Данное предупреждение и акт проверки от 15 декабря 2017 года получены председателем Правления Организации Кульшетовым В.Д.
21 декабря 2017 года.
В связи с неисполнением в установленный срок требований предупреждения постановлением мирового судьи судебного участка "... " от 26 марта 2018 года Организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
26 апреля 2018 года Управлением вынесено повторное предупреждение Правлению Организации, срок устранения нарушений определен до 27 июня 2018 года. Согласно почтовому уведомлению предупреждение получено Организацией 8 июня 2018 года.
В связи с неисполнением в установленный срок требований повторного предупреждения постановлением мирового судьи судебного участка "... " от 8 августа 2018 года Организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В связи с тем, что Организацией так и не были в полном объеме устранены выявленные в ходе проверки нарушения, 26 сентября 2018 года Управлением в адрес Организации вновь вынесено предупреждение, в котором предписано устранить нарушения до 19 ноября 2018 года. Предупреждение получено организацией 11 октября 2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
За неисполнение в установленный срок требований предупреждения постановлением и.о. мирового судьи судебного "... " от 10 января 2019 года Организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере
10000 рублей.
Организация до настоящего времени не устранила в полном объеме изложенные в акте проверки и в предупреждениях выявленные в результате проведенной в 2017 году документарной плановой проверки нарушения.
Так, до настоящего времени не устранены следующие нарушения: официальное наименование Организации не содержит указания на территориальную сферу деятельности (региональная); Устав Организации не соответствует требованиям законодательства; указанные в Едином государственном реестре юридических лиц виды экономической деятельности 74.30 "Деятельность по письменному и устному переводу" и 82.99 "Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки" не соответствуют целям деятельности Организации, Уставом Организации такая деятельность также не предусмотрена.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факты нарушений законодательства Российской Федерации, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела: распоряжением Управления Минюста России по Республике Марий Эл от
28 сентября "N", уведомлением о проведении проверки от 29 сентября 2017 года, актом проверки Организации от 15 декабря 2017 года, предупреждениями об устранении нарушений, постановлениями о назначении административного наказания, Уставом Организации.
Акт проверки, предупреждения в установленном законом порядке Организацией не оспорены. Постановления о привлечении Организации к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ не обжалованы и вступили в законную силу.
Согласно пунктам 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64) при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения об устранении нарушений закона, если оно не было ранее оспорено административным ответчиком в судебном порядке, включая основания вынесения предупреждения и установленные уполномоченным органом сроки для устранения таких нарушений, которые должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения и не могут быть менее сроков, установленных законом.
Принимая во внимание, что административным ответчиком не представлено возражений относительно акта проверки либо доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные документарной проверкой, а также не принято мер к устранению выявленных нарушений в полном объеме и в сроки, установленные Управлением, которые суд считает разумными, административный истец обоснованно вынес в адрес Общественной организации Союз композиторов Республики Марий Эл предупреждения.
Как разъяснено в пункте 26 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.
С учетом данных разъяснений, принимая во внимание, что Общественной организацией Союз композиторов Республики Марий Эл нарушены требования Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Устав Организации содержит противоречивые положения, в которые необходимо внести изменения, а формирование руководящих органов Организации, установление их компетенции, учет членов Организации осуществляются в соответствии с Уставом, устранить изложенные выше нарушения законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.
При этом следует отметить, что с момента извещения о поступлении в суд административного искового заявления о ликвидации Организации и до рассмотрения административного дела судом административный ответчик никаких действий по устранению нарушений закона в своей деятельности не предпринял, о чем свидетельствует, в частности, представленная Управлением справка, согласно которой в период с 10 июня 2019 года по
15 июля 2019 года какая-либо корреспонденция от Организации в Управление не поступала.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих об устранении вышеуказанных нарушений, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлены. Объективных обстоятельств, препятствовавших устранению допущенных нарушений, административным ответчиком не приведено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные нарушения являются грубыми и достаточными для ликвидации Организации.
В данном случае ликвидация общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным Организацией нарушениям.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.
Ликвидировать Общественную организацию Союз композиторов Республики Марий Эл (ОГРН 1051203401622) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Д. Халиулин
Мотивированное решение составлено 19 июля 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.