Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Пискуновой В.А.
судей Суринова М.Ю, Архипова О.А.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле
01 августа 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 15 мая 2019г, которым постановлено:
Обязать Министерство обороны Российской Федерации зарегистрировать в срок до 30 августа 2019 года право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество - административное здание, здание спортивного зала и гаража, расположенные по АДРЕСУ1.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации зарегистрировать в срок до 30 августа 2019 года право оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на недвижимое имущество - административное здание, здание спортивного зала и гараж, расположенные по АДРЕСУ1.
Заслушав доклад судьи Архипова О.А, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности: зарегистрировать в срок до 30 августа 2019г. право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество - административное здание, здание спортивного зала и гаража, расположенные по АДРЕСУ1; зарегистрировать в срок до 30 августа 2019г. право оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на указанное недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указал, что Военной прокуратурой Ярославского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности. В ходе проверки установлено, что военный комиссариат г.Рыбинска и Рыбинского района занимает и использует для своей деятельности административное здание, здание спортивного зала и гараж по адресу АДРЕСУ1, которые находятся на балансе ФГКУ - "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. В соответствии с передаточным актом указанные объекты недвижимого имущества переданы из ФКУ "Ярославская КЭЧ района" Минобороны России в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства государственная регистрация права собственности в Едином государственном реестре недвижимости в отношении указанных зданий, находящихся на балансе ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не произведена. При этом, действующим законодательством установлено, что такая регистрация является обязанностью, а не правом соответствующего субъекта.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Министерство обороны Российской Федерации, подав на решение апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В качестве доводов в апелляционной жалобе указано на отсутствие обязанности ответчика по регистрации права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п.п. 1, 4 ст. 57 ГК РФ). При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
Согласно приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010г. N 1871 ФГКЭУ "Ярославская КЭЧ района" Министерства обороны РФ было реорганизовано путем его присоединения к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент реорганизации ФГКЭУ "Ярославская КЭЧ района" Министерства обороны РФ, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Согласно передаточному акту ФГКЭУ "Ярославская КЭЧ района" Министерства обороны РФ было передано, а ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России принято, в том числе здание по АДРЕСУ1. Данным передаточным актом установлено, что права и обязанности на передаваемое имущество переходят к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России со дня подписания уполномоченными лицами указанного акта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что государственная регистрация права собственности является не обязательной и носит исключительно заявительный характер, судебной коллегией во внимание не принимаются.
Как обоснованно указано судом, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент реорганизации ФГКЭУ "Ярославская КЭЧ района" Министерства обороны РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента реорганизации ФГКЭУ "Ярославская КЭЧ района" Министерства обороны РФ права на здание по АДРЕСУ1 не зарегистрированы. Несмотря на указанные обстоятельства, третьим лицом осуществлялось распоряжение данным имуществом - 20.11.2013г. между ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Военным комиссариатом Ярославской области заключен договор N Пр/36 безвозмездного пользования зданием по АДРЕСУ1, сроком на 5 лет.
В силу п. 1 ст. 216 ГК РФ, вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296). В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В нарушение императивных требований п. 1 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 216, п. 1 ст. 296 ГК РФ ни право собственности Российской Федерации, ни право оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на здание по АДРЕСУ1 в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве собственности Российской Федерации и праве оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на указанное недвижимое имущество, используемое военным комиссариатом Ярославской области (военным комиссариатом г.Рыбинска и Рыбинского района) по договору безвозмездного пользования нарушают права собственника данного здания - Российской Федерации по использованию имущества в порядке и пределах, установленных Законом, в связи с чем, судом обоснованно удовлетворены исковые требования военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Установленный судом срок исполнения решения суда - до 30 августа 2019г, с учетом подтверждения материалами дела факта нарушения ответчиком установленного Законом порядка оформления прав на недвижимое имущество, во исполнение приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010г. N 1871, является разумным.
Доводов, которые бы опровергали выводы, изложенные в решении суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит. По своей сути, они сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит. Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены, изменения решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 15 мая 2019г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.