Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО16,
судей ФИО15 ФИО18
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО17 ФИО3-Али Абдул-Мажидовича и ФИО2-Алиевны к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" (далее - УВМ МВД по "адрес") о признании действий незаконными и возложении обязанности по исключению их из списков, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество,
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО15, судебная коллегия
установила:
ФИО7 и ФИО2 обратились с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просили признать неправомерными действия должностных лиц УВМ МВД по "адрес", выразившиеся в отказе исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, и возложить обязанность по исключению их из данного списка, в том числе из списков, находящихся в Центральной базе данных "Компенсация" УВМ МВД по "адрес".
В обоснование требований административные истцы указали, что в результате военных действий в Чеченской Республике им пришлось покинуть место постоянного проживания и обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству в миграционной службе им был предоставлен статус вынужденного переселенца. По истечении срока действия статуса вынужденного переселенца они обратились в УВМ МВД по "адрес" с соответствующим заявлением о продлении срока статуса, однако им было отказано на том основании, что они состоят в базе данных как лица, получившие компенсацию за утраченное жилье и имущество.
При обращении в с заявлением об исключении их семьи из данного списка было получено уведомление УВМ МВД по "адрес", в котором указывалось на то, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ в миграционную службу были поданы документы на получение компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике по адресу: "адрес" "а", "адрес", с включением их в качестве членов семьи, а также временной комиссией при Правительстве Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N им в составе семьи ФИО1 выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество по указанному адресу в размере 118 560 руб. Ссылаясь на то, что компенсацию они не получали, с соответствующим заявлением в миграционную службу не обращались, не входили в состав семьи ФИО1, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании административные истцы поддержали заявленные требования.
Представитель МВД по "адрес" ФИО8 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы приводят доводы о том, что заключениями экспертиз установлено, что подпись в заявлении на получение компенсации учинена на ФИО7, а другим лицом. Обращает внимание на то, что судом сделан вывод о том, что подписи удостоверены нотариусом, однако сведения о нотариальных действиях за период до 2014 г. не могут быть представлены в связи с уничтожением архива Малгобекской нотариальной конторы в результате пожара.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав административных истцов, поддержавших доводы жалобы, представителя МВД по "адрес" ФИО9, просившую решение суда оставить в силе, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О вынужденных переселенцах" определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 5 названного Закона, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания (подп. 3 п. 3 ст. 7 Закона).
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями удостоверений вынужденных переселенцев.
Согласно решению Временной комиссии при Правительстве Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО7 и ФИО2 в составе семьи ФИО1 назначена компенсация за утраченное жилье и имущество по адресу: Чеченская Республика, "адрес" "а", "адрес", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в сумме 118560 руб.
При обращении в УФМС России по "адрес" с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административным истцам письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N отказано в связи с получением в составе семьи ФИО1 вышеназванной компенсации за утраченное жилье и имущество.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением ФИО7 и ФИО2 указали, что ФИО7 состоял в гражданском браке не с ФИО1, а с ФИО10 и, соответственно, он и его дочь ФИО2 не могли получить компенсацию за утраченное жилье в составе семьи ФИО1, а также согласно заключениям экспертов в судебных почерковедческих экспертизах N от ДД.ММ.ГГГГ, N от 01.04 2019 подпись от имени ФИО7 в заявлении ФИО1 на получение компенсации от ДД.ММ.ГГГГ в графе "Подписи совершеннолетних членов семьи, указанных в настоящем заявлении" в учетном деле N учинена не ФИО7, а другим лицом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что согласно всем письменным материалам учетного дела о получении компенсации ФИО1 за утраченное жилье, представленное представителем ответчика в суд для обозрения, административные истцы проходят как члены семьи ФИО1 Подлинность подписей ФИО1 и ФИО7 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на получение компенсации, принятые с документами ДД.ММ.ГГГГ, удостоверена нотариусом Малгобекской государственной нотариальной конторы ФИО11
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, подтвержденные соответствующими доказательствами.
Так, из свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что брак между ФИО12 и ФИО10 был расторгнут. После расторжения брака присвоены фамилии: Хаджиев, ФИО1.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об установлении факта фактического проживания было установлено, что заявитель находилась в незарегистрированном браке с ФИО7 и у них трое несовершеннолетних детей.
Согласно справке о составе семьи, выданной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ администрацией "адрес", ФИО1 зарегистрирована и проживает в "адрес", имея в составе семьи: мужа ФИО7, дочь ФИО2 и других. Согласно справке о составе семьи, выданной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ администрацией с. "адрес", ФИО1 зарегистрирована и временно проживает в с. "адрес", имея в составе семьи: мужа ФИО7, дочь ФИО13 и других.
Названные документы судебная коллегия находит достаточными для установления факта о том, что административные истцы проходили как члены семьи ФИО1, получившей компенсацию за утраченное жилье и имущество.
Что касается довода административных истцов о том, что факт того, что подписи в заявлении на получение компенсации учинены не ФИО14 доказано экспертными заключениями, суд первой инстанции обоснованно отклонил, относясь критически к заключениям почерковедческих экспертиз экспертизах от ДД.ММ.ГГГГ N, а также от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку данные заключения противоречат иным объективным материалам дела. Подлинность подписей ФИО1 и ФИО7-А. А.-М. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на получение компенсации, принятые с документами ДД.ММ.ГГГГ, удостоверена нотариусом Малгобекской государственной нотариальной конторы ФИО11, в связи с этим их подлинность не вызывает сомнений у суда, как и подлинность сведений, отраженных в справках о составе семьи, выданных ФИО1
В то же время указанные экспертные заключения противоречат решению Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО7-А.А.-М. и ФИО2-А. о признании неправомерными действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы России по "адрес", согласно которому ФИО7 и ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц УФМС России по "адрес", ссылаясь на то, что в 2000 году миграционной службой им произведена выплата компенсации за жилье и имущество, утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в сумме 118 560 руб, однако указанная компенсация является незначительной и не соответствует реальной стоимости жилья. В связи с этим суд, установив, что полученная, семьей заявителей, состоящей из четырех человек, компенсация в размере 118 000 руб. не обеспечивала их жилищное обустройство в силу ее незначительности, удовлетворил заявление и обязал УФМС России по "адрес" продлить заявителям статус вынужденных переселенцев на один год.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным, соответствующим положениям Закона о вынужденных переселенцах, регулирующим возникшие правоотношения, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО17 ФИО3-Али Абдул-Мажидовича и ФИО2-Алиевны к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" о признании действий незаконными и возложении обязанности по исключению их из списков, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, оставить без изменения.
Апелляционную жалобу административных истцов оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.