Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - судьи ФИО1,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителей: Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N "адрес"" ФИО4, Управления государственного автодорожного надзора по "адрес" территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по "адрес" ФИО5 и ФИО6,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобы представителя Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N "адрес"" на постановления государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по "адрес" территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и N, решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N "адрес"" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ N ГКОУ "СОШ N "адрес"" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нарушение требований по проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров.
Постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ N ГКОУ "СОШ N "адрес"" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нарушение требований обязательного прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств и проведения контроля технического состояния транспортного средства перед выездом на линию.
Решениями Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ указанные постановления оставлены без изменения.
В жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Ингушетия, представитель ГКОУ "СОШ N "адрес"" просит отменить постановления, вынесенные в отношении юридического лица по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере - тридцать тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере - тридцать тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам при осуществлении ими деятельности связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент привлечения юридического лица к административной ответственности) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила, Перечень).
В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.
В силу приведенных выше норм требования осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а также проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, невыполнение которых образует объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, в период с 2 по ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными должностными лицами органа государственного транспортного надзора в отношении ГКОУ "СОШ N "адрес"" проведена плановая выездная проверка.
В рамках указанной проверки выявлены нарушения требований по проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров (медосмотры не проводятся; отсутствует журнал регистрации предсменных, предрейсовых медицинских осмотров; не проводятся предварительные медицинские осмотры в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств); нарушения требований обязательного прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств (не организовано проведение контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию; отсутствует журнал учета прохождения предрейсового контроля; специалист, осуществляющий выпуск подвижного состава на линию, не прошёл аттестацию; отсутствуют условия для проведения технического обслуживания транспортных средств; журнал регистрации путевых листов ведется нерегулярно).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГКОУ "СОШ N "адрес"" протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и привлечении лица к административной ответственности.
Факт совершения ГКОУ "СОШ N "адрес"" данных административных правонарушений подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: распоряжением о проведении плановой выездной проверки заместителя начальника управления МТУ Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 06/054 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами об административных правонарушениях и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ГКОУ "СОШ N "адрес"" совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности привлекаемого лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
Протоколы об административных правонарушениях в отношении ГКОУ "СОШ N "адрес"" составлены уполномоченным должностным лицом органа государственного транспортного надзора, вопреки утверждениям заявителя место и время административных правонарушений следует из акта плановой проверки, содержания протоколов об административных правонарушениях.
Доводы жалоб о недопустимости составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу одним и тем же должностным лицом, и соответственно незаконности принятых по делу постановлений, нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 23.36 КоАП РФ, (главы 23), рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 12.31.1 настоящего Кодекса и назначать административные наказания от имени органов осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора).
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Оценивая приведенные положения административного законодательства в их правовом взаимодействии, следует сделать вывод о том, что должностное лицо уполномоченное рассмотреть дело об административном правонарушении, вправе составить и протокол об административном правонарушении по указанному делу.
Должностным лицом, а также судебными инстанциями были созданы необходимые условия для реализации права ГКОУ "СОШ N "адрес"" на защиту и непосредственное участие при составлении протоколов об административном правонарушении, рассмотрении дела. Каких - либо доказательств, опровергающих доводы государственного инспектора, представителем ГКОУ "СОШ N "адрес"" суду не представлено, и в материалах дела отсутствуют.
Постановления о привлечении ГКОУ "СОШ N "адрес"" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем при назначении ГКОУ "СОШ N "адрес"" административного наказания должностным лицом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В данном случае, как видно из материалов рассматриваемых дел об административных правонарушениях, все нарушения были допущены в результате бездействия ГКОУ "СОШ N "адрес"", выявлены были в одно и то же время - в ходе проведения в период времени с 2 по ДД.ММ.ГГГГ плановой, выездной проверки, одним и тем же должностным лицом - государственным инспектором МТУ Ространснадзора по СКФО, оформившим ДД.ММ.ГГГГ один акт по результатам проверки, рассмотрение возбужденных в отношении указанного лица данных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ГКОУ "СОШ N "адрес"", совершив одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель последовательно ссылался на вышеуказанные обстоятельства, однако при вынесении постановлений о назначении административного наказания данные доводы и положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ должностным лицом, равно как и судом в рамках пересмотра состоявшихся постановлений о назначении административного наказания, учтены не были.
Исходя из изложенного, указанные дела об административных правонарушениях подлежат объединению в одно производство с разрешением вопроса о назначении одного административного наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановления государственного инспектора МТУ Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ N и N, решения Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ГКОУ "СОШ N "адрес"" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем назначения за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
рассмотренные в отношении ГКОУ "СОШ N "адрес"" дела (N N и 12/59/2019) об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объединить в одно производство.
Постановления государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по "адрес" территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и 00000142, решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГКОУ "СОШ N " "адрес" изменить: назначить ГКОУ "СОШ N" "адрес" с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части вышеназванные постановления и решения оставить без изменения, жалобы представителя ГКОУ "СОШ N "адрес"" - удовлетворить частично.
Председательствующий
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.