Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Рахматуллине И.И.,
с участием: лица, привлеченного к административной ответственности Гиндуллина Р.М,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гиндуллина Р.М. на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 марта 2019 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Т. N 04-04/204-О/РС от 26 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Р.М оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Т N 04-04/204-О/РС от 26 декабря 2017 года должностное лицо - главный метролог ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллин Р.М. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т. 1 л.д. 7 - 11).
Судьей Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан 04 марта 2019 года по жалобе Гиндуллина Р.М. вынесено вышеуказанное решение (т. 2 л.д. 57 - 62).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Гиндуллин Р.М. выражает несогласие с постановлением должностного лица от 26 декабря 2017 года и решением судьи от 04 марта 2019 года, считая их незаконными и необоснованными, просит отменить, производство по делу прекратить (л.д. 68 - 73).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что на основании приказов N 1299-П от 17 июля 2017 года, N 1638-П от 28 августа 2017 года, N 1689-П от 06 сентября 2017 года в период с 14 августа 2017 года по 06 октября 2017 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов", в ходе которой выявлено, что общество в период с 04 сентября 2014 года по 06 октября 2017 года осуществляло деятельность по размещению отходов III класса опасности (осадок при обезвреживании электролитов хромирования и хромсодержащих стоков электрокоагуляционным методом (3 63 444 51 39 3), пыль газоочистки хрома не загрязнения (3 61 232 07 42 3) в отсутствии лицензии на осуществление деятельностям по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Р.М. к административной ответственности, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья межрайонного суда, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о нарушении должностным лицом норм в области охраны окружающей среды, его виновности в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, с данным выводом судьи согласиться нельзя в виду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, по результатам проверки обществу выдано предписание N 397/АО-6 от 06 октября 2017 года сроком исполнения до 01 октября 2018 года, которым ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" обязали осуществлять деятельность по размещению отходов III класса опасности на эксплуатируемом объекте - полигоне неутилизируемых отходов производства на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В ходе проверки исполнения указанного предписания должностными лицами органа надзора установлено и отражено в п. 2.3 акта проверки N387-в от 27 ноября 2018 года (копия приобщена заявителем), что согласно приказа генерального директора общества N 558 от 02 сентября 2015 года гальваническое производство закрыто, в ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" не образуются отходы - осадок при обезвреживании электролитов хромирования и хромсодержащих стоков электрокоагуляционным методом, пыль газоочистки хрома не загрязнения и не размещается на полигоне неутилизируемых отходов гальванического производства ПАО "ТЗА", в том числе и в 2018 году. Следовательно, получать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с 2015 года не требовалось.
В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Гиндуллина Р.М. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
жалобу Гиндуллина Р.М. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Т. N 04-04/204-О/РС от 26 декабря 2017 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Р.М - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья Гиниятова А.А.
дело N21-661/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.