Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего О.В. Демяненко
судей И.И. Валиуллина
Н.Н. Мартыновой
при секретаре А.В. Капинусе
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой Э.Г. на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2019 г, которым постановлено:
Исковые требования Смирновой Э.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе РБ удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе РБ включить в специальный стаж работы Смирновой Э.Г, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в льготном исчислении из расчета один год работы за один год работы и три месяца в должности диспетчера скорой медицинской помощи (СМП) и фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи:
С 01.07.1993 г. по 03.12.1996 года и с 18.08.1998 года по 31.10.1999 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе РБ в пользу Смирновой э.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Смирнова Э.Г. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе Республики Башкортостан (Далее - ГУ-УПФ РФ в Калтасинском районе РБ) об отмене решения в части отказа включить в специальный стаж периодов работы в связи с лечебной деятельностью, обязании включить периоды работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения мотивировав тем, что она 12.10.2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. По решению ответчика ее страховой стаж на момент обращения определен в размере 25 лет 07 месяцев 05 дней, в том числе, трудовой стаж по лечебной деятельности определен 1 год 1 месяц 29 дней и отказано в удовлетворении ее обращения по мотиву отсутствия необходимого стажа. Просит суд отменить решение ГУ - УПФ в Калтасинском районе Республики Башкортостан в части отказа включить в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью период работы с 01.07.1993 г. по 23.04.2003 г. в должности фельдшера по приему вызовов скорой помощи ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ и в период с 24.04.2003 г. по 31.12.2017 г. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной помощи в ГБУЗ Калтасинская ЦРБ. Просит обязать включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанные периоды работы, признать с ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 12.10.2018 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Смирнова Э.Г. указывает на незаконность и необоснованность решения, подлежащем отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права, а также вследствие неправильного определения обстоятельств по делу. Указывает, что она не знала и не могла знать о том, что ее трудовая деятельность не будет засчитана в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, и её вины в том, что работодатель не привел в соответствие с действующим законодательством в наименовании должности, к которой она работала, нет.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Согласно материалам дела, и как установлено судом первой инстанции, 12.10.2018 г..Смирнова Э.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. По решению ответчика ее страховой стаж на момент обращения определен в размере 25 лет 07 месяцев 05 дней, в том числе, трудовой стаж по лечебной деятельности определен 1 год 1 месяц 29 дней и отказано в удовлетворении ее обращения по мотиву отсутствия необходимого стажа. Ответчик отказал включить в льготный трудовой стаж периоды работы в должности диспетчера скорой медицинской помощи (СПМ) и фельдшера по приему вызовов в скорой помощи: с 01.07.1993 г..по 03.12.1996 г..- 03 года 05 месяцев 03 дня, с 18.08.1998 г..по 31.10.1999 г..- 01 год 02 месяца 14 дней, с 01.11.1999 г..по 15.10.2000 г..- 11 месяцев 15 дней, с 21.10.2000 г..по 13.11.2000 г..- 23 дня, с 25.11.2000 г..по 23.04.2003 г..- 02 года 04 месяца 29 дней.
Кроме того, ответчик отказался включить в льготный стаж, периоды работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой неотложной медицинской помощи: с 26.04.2003 г..по 25.10.2004 г..(01 год 06 месяцев), с 24.04.2003 г..по 13.11.2005 г..- 02 года 06 месяцев 20 дней, с 19.11.2005 г..по 18.12.2005 г..- 1 года, с 30.12.2005 г..по 19.02.2007 г..- 01 год 01 месяц 20 дней, с 23.02.2007 г..по 24.10.2010 г..- 03 года 08 месяцев 28 дней, с 30.10.2010 г..по 28.11.2010 г..- 29 дней, с 10.12.2010 г..по 15.11.2015 г..- 04 года 11 месяцев 06 дней, с 21.11.2015 г..по 16.12.2015 г..- 26 дней, с 31.12.2015 г..по 01.06.2016 г..- 05 месяцев 01 день, с 05.06.2016 г..по 31.12.2017 г..- 01 год 06 месяцев 27 дней, в связи с тем, что данные периоды не предусмотрены правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г..N 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г..N 516, а также с 01.01.2015 г..данные периоды не предусмотрены "Списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ.
Также в специальный стаж не включены периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 16.10.2000 г. по 20.10.2000 г. - 05 дней, с 14.11.2000 г. по 24.11.2000 г. - 11 дней, с 14.11.2005 г. по 18.11.2005 г. - 05 дней, с 19.12.2005 г. по 29.12.2005 г. - 11 дней, с 20.02.2007 г. по 22.02.2007 г. - 03 дня, с 25.10.2010 г. по 29.10.2010 г. - 05 дней, с 29.11.2010 г. по 09.12.2010 г. - 11 дней, с 16.11.2015 г. по 20.11.2015 г. - 05 дней, с 17.12.2005 г. по 30.12.2005 г. - 14 дней, в общей сложности календарно 70 дней, в связи с тем, что данные периоды не предусмотрены правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Истец не согласна с отказом, поскольку вышеуказанные периоды работы с 01.07.1993 г. по 23.04.2003 г. в должности фельдшера по приему вызовов скорой помощи ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ и в период с 24.04.2003 г. по 31.12.2017 г. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой и неотложной помощи в ГБУЗ Калтасинская ЦРБ необходимо включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с применением льготного порядка исчисления (1 год за 1 год и 3 месяца), так как отказ во включении указанных периодов в соответствии с действующим законодательством нарушает ее права, поскольку на момент обращения в пенсионный фонд стаж медицинской деятельности составил в сельской местности более 25 лет, однако, он был неверно подсчитан ответчиком и указан в размере 01 год 01 месяц 29 дней.
Согласно табелям учета рабочего времени, штатных расписаний за проверяемый период с 1993г. по 2018 г. представленных на проверку установлено, что с 1993г. по декабрь 2002г. включительно, количество отработанных часов Смирновой Э.Г. указаны по должности "диспетчера" в скорой медицинской помощи и заработная плата начислялась как "диспетчеру скорой медицинской помощи", а с 24.03.2003г. по должности "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" отделения скорой неотложной медицинской помощи.
Согласно штатным расписаниям Калтасинской ЦРБ в период с 1994г. по 1995г, с 1997г. по 1999г. утверждены по общебольничному персоналу наименование должностей: "фельдшер СМП" в количестве 4,5 единицы, "диспетчер СМП" в количестве 4,5 единицы. Других должностей, а именно медицинской сестры и фельдшера по приему вызовов в штатных расписаниях в скорой медицинской помощи больницы нет, и не было.
Согласно штатным расписаниям Калтасинской ЦРБ с 2000г. по 2001 г. кроме должности диспетчера скорой медицинской помощи в количестве 5 единиц, в скорой неотложной помощи утверждены наименования должностей: "старший фельдшер СМП" в количестве 1,0 единиц, "фельдшер СМП" в количестве 5,0 единиц. Других должностей, а именно медицинской сестры и фельдшера по приему вызовов и медицинской сестры по приему вызовов в штатных расписаниях в скорой медицинской помощи больницы нет, и не было.
Согласно штатному расписанию Калтасинской ЦРБ на 2002г. по общебольничному медицинскому персоналу в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "старший фельдшер" в количестве 1,0 единиц, "фельдшер" в количестве 5,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов" в количестве 2,0 единиц, "фельдшер по приему вызовов" в количестве 3,0 единиц.
В соответствии со штатным расписанием Калтасинской ЦРБ на 2003г, на 2004г. по общебольничному медицинскому персоналу в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "старший фельдшер" в количестве 1,0 единиц, "фельдшер" в количестве 5,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единиц, "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 3,0 единиц.
Согласно штатному расписанию Калтасинской ЦРБ на 2005г, на 2006г, на 2007г. по общебольничному медицинскому персоналу в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "старший фельдшер" в количестве 1,0 единиц, "фельдшер" в количестве 4,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единиц, "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единицы.
В соответствии со штатным расписанием Калтасинской ЦРБ на 2008г, на 2009г, 2010г. по общебольничному медицинскому персоналу в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "старший фельдшер" в количестве 1,0 единиц, "фельдшер" в количестве 5,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единиц, "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единицы.
Согласно штатному расписанию Калтасинской ЦРБ на 2011г, на 2012г. по общебольничному медицинскому персоналу в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "фельдшер" в количестве 5,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 3,0 единиц, "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единицы.
Согласно штатному расписанию Калтасинской ЦРБ на 2013г. по общебольничному медицинскому персоналу в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "фельдшер" в количестве 5,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 3,0 единицы, "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единицы.
Согласно штатному расписанию Калтасинской ЦРБ с 10.10.2014г. по 31.12.2017г. в отделении скорой и неотложной медицинской помощи утверждены наименования должностей: "фельдшер" в количестве 5,0 единиц, "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 3,0 единиц, "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" в количестве 2,0 единицы.
Согласно штатному расписанию и приказу N... -л от 09.01.2018 года Смирнова Э.Г. переведена в отделение скорой медицинской помощи с. Калтасы фельдшером отделения скорой медицинской помощи с 01.01.2018 года.
В индивидуальных сведениях о трудовом стаже Смирновой Э.Г. за период работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в представленных страхователем (работодателем) индивидуальных сведениях о трудовом стаже работника за период с 22.12.1997г. по настоящее время, то есть по 31.12.2017г. не проставлены коды особых условий труда, как медицинскому работнику.
В типовой должностной инструкции в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 года N869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в должностные обязанности фельдшера по приему вызовов входит: осуществление приема и передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, оперативное руководство выездными бригадами, знать местонахождение бригад, контроль за оперативностью работы выездных бригад". Из вышеизложенного следует: во-первых, что выполнение фельдшером по приему вызовов одновременно работы медсестры приемного покоя типовыми должностными инструкциями не предусмотрено; во-вторых, в соответствии с п.4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную деятельность... ", утвержденного Постановлением Правительства N781, предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в должностях, учреждениях, указанных в списке, при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Разрешая по существу исковые требования о включении Смирновой Э.Г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы в должности "диспетчера" в скорой медицинской помощи и фельдшера по приему вызовов в скорой медицинской помощи с 01.07.1993 г. по 03.12.1996 г, с 18.08.1998 - 31.10.1999 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца суд первой инстанции правильно применил нормы пенсионного права, действовавшие в указанный период, при этом обоснованно отказал в удовлетворении включения периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии начиная с 1 ноября 1999 г, указав, что с указанной даты подлежат включению периоды работы только по конкретным должностям и учреждениям, указанным в соответствующем Списке.
При этом отказав и в части исковых требований истца о включении в льготный стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации могут быть включены в льготный стаж только в случае, если они приходятся на периоды работы, которые подлежат включению в стаж. Также обоснованно отказал в периодах отпуска по уходу за ребенком, в периодах отпуска без сохранения заработной платы.
Судебная коллегия указанный вывод суда первой инстанции находит правильным, поскольку он основан на фактических обстоятельствах и материалах дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила 2002 года).
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до 01.11.1999, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
В соответствии со Списком 1991 года право на пенсию за выслугу лет предоставлялось среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой Э.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Демяненко
Судьи И.И. Валиуллин
Н.Н. Мартынова
Справка: судья Ахмеров Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.