Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мугиновой Р.Х,
судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н,
при секретаре Валееве А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Латыпова Р.М. на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 37 по Республики Башкортостан к Латыпов Р.М. о взыскании задолженности по налогам и пеням, удовлетворить.
Взыскать с Латыпов Р.М, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России N 37 по Республике Башкортостан задолженность на общую сумму 2 363,54 руб, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставка, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 2,99 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1 005,11 руб, пеня 47,05 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 292,18 руб, пеня в размере 16,21 руб.
Взыскать с Латыпов Р.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная ИФНС России N 37 России по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Латыпову P.M. о взыскании задолженности по налогам.
В обоснование административных исковых требований указал, что налогоплательщик Латыпов P.M. имеет в собственности объекты недвижимости и движимые объекты, в связи с чем, является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов. Межрайонная ИФНС России N 37 России по Республике Башкортостан надлежащим образом известила Латыпова Р.М. о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление. Латыпову Р.М. было направлено требование об уплате налога, пени, штрафа N 2157 от 15 августа 2016 года, N 20894 от 02 марта 2018 года, N 19443 от 21 февраля 2018 года, N 2296 от 07 февраля 2017 года. Данное требование административным ответчиком оставлено без удовлетворения. Определение о внесении судебного приказа о взыскании с Латыпова Р.М. обязательных платежей и санкций отменено мировым судьей, в связи с подачей им возражений. По состоянию на 01 февраля 2019 года Латыпов Р.М. не исполнил обязанность, определенную ст. 45,69 НК РФ в срок, указанный в требованиях.
Межрайонная ИФНС России N 37 России по Республике Башкортостан просила суд взыскать с Латыпова P.M. задолженность на общую сумму 2363,54 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пени в размере 2,99 рублей; транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1 005,11 рублей, пени 47,05 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 292,18 рублей, пени 16,21 рублей.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе Латыпов Р.М. просит решение отменить, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на пропуск срока обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени за периоды 2014 и 2015 гг. Указывает, что задолженность по налогам и пени Латыповым Р.М. погашена в полном объеме.
Межрайонной ИФНС России N 37 России по Республике Башкортостан поданы письменные возражения относительно апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Латыпову P.M. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: РБ. адрес, кадастровый N.., площадью 57,40 кв.м, дата регистрации права 01 февраля 1993 года; жилой дом, расположенный по адресу: РБ. адрес, кадастровый N.., площадью 93,30 кв.м, дата регистрации права 27 февраля 2008 года; земельный участок, расположенный по адресу: РБ, адрес, кадастровый N.., площадью 1000 кв.м, дата регистрации права 31 октября 2013 года; земельный участок, расположенный по адресу: РБ, адрес, кадастровый N.., площадью 901 кв.м, дата регистрации права 01 февраля 1993 года; земельный участок, расположенный по адресу: РБ, адрес кадастровый N.., площадью 24 кв.м, дата регистрации права 01 января 2008 года.
Также Латыпову Р.М. принадлежат транспортные средства: ВА321093, государственный регистрационный знак N.., VIN XTA21093W2285857, год выпуска 1997, дата регистрации права 12 марта 2015 года; NEXIA, государственный регистрационный знак N.., VIN N.., год выпуска 2007, дата регистрации права 17 января 2008 года, дата утраты права 17 июня 2014 года.
В адрес Латыпова P.M. налоговым органом были направлены налоговые уведомления N 985110 от 13 апреля 2015 года, N 25015179 от 20 сентября 2017 года, N 82837827 от 15 декабря 2017 года, N 64702626 от 19 августа 2018 года, об уплате налогов на вышеуказанные объекты.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По истечении срока по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога Латыпову Р.М. в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования N 2157 от 15августа 2016 года, N 2296 от 07 февраля 2017 года; N 19443 от 21 февраля 2018 года; N 20894 от 02 марта 2018 года.
Требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N37 по Республике Башкортостан Латыповым Р.М. в добровольном порядке исполнены не были.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Задолженность ответчика по транспортному налогу составляет 1 005,11 рублей. За несвоевременную оплату транспортного налога были начислены пени в размере 47,05 рублей.
За несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц были начислены пени в размере 2,99 рублей.
Задолженность ответчика по земельному налогу с физических лиц составляет 1 292,18 рубля. За несвоевременную оплату земельного налога с физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, были начислены пени в размере 16,21 рублей.
Доказательств оплаты задолженности по налогам и пени суду не представлено.
Таким образом, на административного ответчика налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налога в установленные сроки, которую он не исполнил.
Из материалов дела также следует, что определением мирового судьи судебного участка N2 по г. Сибай Республики Башкортостан, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по г. Сибай Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка N1 по г. Сибай Республики Башкортостан от 26 июля 2018 года о взыскании с Латыпова P.M. задолженности по налогу и пени в пользу Межрайонной ИФНС N 37 по Республике Башкортостан.
При указанных обстоятельствах, последним днем обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением являлось 28 февраля 2019 года.
В суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам налоговый орган обратился 28 февраля 2019 года, т.е. в установленный ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно удовлетворил требования межрайонной ИФНС России N 37 по Республике Башкортостан, взыскав с Латыпова Р.М. в пользу налогового органа задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельного налога, а также пени.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Так, согласно представленным Латыповым P.M. квитанциям 15 февраля 2018 года произведена уплата земельного налога в размере 1 264 рублей и налога на имущество в размере 175 рублей; 24 сентября 2018 года уплачен транспортный налог в размере 701 рублей, земельный налог в размере 1264 рублей имущественный налог в размере 193 рублей.
Уплата Латыповым Р.М. задолженности по налогам, согласно квитанций от 24 сентября 2018 года произведена по налоговому уведомлению N64702626 от 19 августа 2018 за расчетный период 2017 года. Согласно указанному налоговому уведомлению, сумма в размере 701 рублей является транспортным налогом на автомобиль марки ВА321093, сумма в размере 1264 рублей является земельным налогом на земельные участки, расположенные в адрес и адрес, сумма в размере 193 рублей является имущественным налогом на квартиру, расположенную по адресу: адрес, и жилой дом расположенный по адресу: адрес.
Кроме того, произведенная уплата Латыповым P.M. 15 февраля 2018 года в размере 1 264 рублей, засчитана в счет уплаты земельного налога за земельные участки, расположенные в адрес и адрес, из которых 916 рублей засчитано за расчетный период 2015 года и 348 рублей за расчетный период 2016 года. Уплата Латыповым Р.М. 15 февраля 2018 года задолженности по налогам в размере 175 рублей является имущественным налогом на квартиру, расположенную в адрес, и жилой дом, расположенный по адресу: адрес за расчетный период 2015 года.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая, что срок уплаты самого раннего требования по налогу за 2014 год возникает 01 декабря 2015 года, соответственно трехлетний срок возникает 01 декабря 2018 года, а шестимесячный срок обращения в суд со дня истечения указанного трехлетнего срока истекает 01 июня 2019 года.
Поскольку с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России N 37 России по Республике Башкортостан обратилась в суд 28 февраля 2019 года, срок обращения в суд о взыскании налога и пени административным истцом в данном случае не пропущен.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты Латыповым P.M. взыскиваемой с него недоимки по налогам за период 2014, 2015 годы и часть 2016 года, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность по налогам и пени в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Поскольку предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены решения суда отсутствуют, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Латыпова Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Чернов В.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.