Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
при секретаре ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску КОА к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании отказа в присвоении почтового адреса незаконным и обязании присвоить почтовый адрес земельному участку и жилому дому, расположенному на нем
по апелляционной жалобе представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ ЗЕА на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А, объяснения представителя КОА- СЛВ, считавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
КОА обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В обоснование указано, что истцу принадлежат на праве собственности земельный участок c кадастровым номером N.., общей площадью 600 +\- 9кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, с/с Михайловский, д. Суровка, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, и жилой дом площадью 255,9 кв.м, количество этажей 2, кадастровый N.., на указанном земельном участке. КОА обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о присвоении почтового адреса земельному участку и жилому дому, однако истцу было отказано.
Административный истец просит суд признать отказ администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в присвоении почтового адреса незаконным и обязать административного ответчика присвоить почтовый адрес земельному участку c кадастровым номером N.., общей площадью 600 +\- 9кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, и присвоить почтовый адрес жилому дому, расположенному на данном земельном участке.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
признать действия Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в отказе КОА в присвоении почтового адреса земельному участку, общей площадью 600 +\- 9 кв.м, с кадастровым номером N.., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, Уфимский район, с/с Михайловский, д. Суровка, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, и расположенному на нем жилому дому, площадью 255,9 кв.м, кадастровый N.., незаконными.
Обязать администрацию Сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан присвоить почтовый адрес земельному участку, с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, общей площадью 600 +\- 9 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, Уфимский район, с/с Михайловский, д. Суровка, и расположенному на нем жилому дому, площадью 255,9 кв.м, кадастровый N.., адрес (местонахождение) объекта: РБ, Уфимский район, с/с Михайловский, д. Суровка.
В апелляционной жалобе представитель Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ЗЕА просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения, приходит к выводу о том, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок c кадастровым номером N.., общей площадью 600 +\- 9кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, и жилой дом площадью 255,9 кв.м, количество этажей 2, кадастровый N.., на указанном земельном участке, что подтверждается выписками из ЕГРП.
КОА обратилась с заявлением в администрацию Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о присвоении почтового адреса земельному участку и жилому дому.
Согласно ответу исх. N... от дата в присвоении принадлежащим истцу земельному участку и жилому дому почтового адреса отказано на основании того, что согласно месторасположения в соответствии с Градостроительным планом сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, земельные участки, поименованные выше, расположены на территории земель имеющих категорию сельскохозяйственного назначения (зона С-2). Со стороны сельского поселения категория земель не изменялась. Учитывая отсутствие документов по переводу земель и категории "сельскохозяйственного назначения" в иную категорию, отсутствует документация по планировке территории.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для отказа в присвоении принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку и жилому дому почтового адреса не имеется.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он подтверждается совокупностью доказательств по делу.
На основании статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, присвоение адресов объектам адресации.
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе" установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 ноября 2014 года N 1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил к адресообразующим элементам относятся: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства.
В силу пункта 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется: а) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.
Пунктом 40 Правил установлено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как усматривается из пунктов 5, 8 - 11, 14 - 18, 40 вышеуказанных Правил, несоответствие, по утверждению административного ответчика, назначения земельного участка и жилого дома (право собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке) виду разрешенного использования земельного участка не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации, что было принято судом первой инстанции во внимание.
При этом следует отметить, что Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в случае выявления нарушений законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером N... не лишена права требовать от собственника устранения данных нарушений в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения объекту адреса ввиду необходимости подготовки документации по планировке территории судебная коллегия находит несостоятельным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу названных законоположений заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Административным ответчиком не оспорено, что заявителем к заявлению были приложены все документы, перечисленные в пункте 34 Правил.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания муниципальной услуги, за которой обратился заявитель.
Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.
В этой связи на административного истца не могут быть возложены негативные последствия отсутствия у муниципального органа проекта планировки территории сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
При таких данных, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по изученным материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ ЗЕА - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Справка: судья ФИО
Резолютивная часть
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33а-14126/2019
город Уфа 22 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
при секретаре ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску КОА к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании отказа в присвоении почтового адреса незаконным и обязании присвоить почтовый адрес земельному участку и жилому дому, расположенному на нем
по апелляционной жалобе представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ ЗЕА на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ ЗЕА - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.