Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
с участием прокурора ДАФ,
при секретаре ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЧЛА к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными действий от дата по передаче подписей избирателей на проверку специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и восстановлении нарушенных избирательных прав в части права присутствия при проверке подписей избирателей специалистами органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и рабочей группы
по апелляционной жалобе ЧЛА на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А, объяснения ЧЛА, ТФА, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФГР, ШЛР, заключение прокурора ДАФ, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N... дополнительные выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатным избирательным округам N N.., 14 назначены на дата.
Указанное решение официально опубликовано в общественно-политической газете "Вечерняя Уфа" дата N... (13327).
Решением Избирательной комиссией городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от дата N... определено количество подписей избирателей, необходимых в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N.., которое составляет 246 подписей.
Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N... утверждена рабочая группа по проверке подписных листов в составе 3 членов избирательной комиссии: ИИВ, МТМ, САВ
На основании Решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N... проверке подлежат все представленные кандидатом подписи.
дата в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступило заявление о согласии баллотироваться от кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N... ЧЛА в порядке самовыдвижения.
дата в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступил комплект документов на регистрацию кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N... ЧЛА Также ЧЛА представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве 246 листов, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
ЧЛА обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии городского округа адрес Республики Башкортостан, в котором после уточнения требований просила признать незаконными действия административного ответчика от дата по передаче подписей избирателей на проверку специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и восстановить нарушенные избирательные права в части присутствия при проверке подписей избирателей специалистами органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и рабочей группы.
В обоснование административного иска ЧЛА ссылалась на то, что оспариваемые действия административного ответчика нарушают требования пункта 6 статьи 38 Федерального закона от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 4.1. статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, кандидат не была уведомлена о проверке подписей избирателей и передаче подписей избирателей на проверку специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации. дата рабочая группа Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан провела заседание в ее присутствии и озвучила информацию по проверке представленных ею подписей избирателей, сообщив о выявленных нарушениях в 27 подписных листах. Заседание продолжалось 4 минуты (при наличии 246 подписных листов), подписные листы рабочей группой административного ответчика не изучались и административному истцу не демонстрировались. Копию заключения экспертов также не была представлена.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административного иска ЧЛА отказано.
В апелляционной жалобе ЧЛА просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Аналогичные положения закреплены в статье 49 Кодекса о выборах Республики Башкортостан, в соответствии с которой избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирателем в соответствии с федеральным законом и настоящим Кодексом (часть. 1). Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом и настоящим Кодексом, в соответствующие органы в сроки, установленные Федеральным законом (часть 2). Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. (часть 3). К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Таким образом, вопреки аргументам апелляционной жалобы, право избирательной комиссии привлекать к проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации прямо предусмотрено федеральным и региональным законами, в связи с чем оснований полагать, что оспариваемые действия административного ответчика нарушают права ЧЛА, не имеется.
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Судом установлено и в материалах административного дела имеется извещение от дата, информирующее кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N... ЧЛА, о проведении проверки подписей избирателей заседании 04 июля в 16 часов 30 минут.
Административный истец право на присутствие при проведении проверки подписей избирателей рабочей группы избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан реализовала, по окончании проверки подписных листов ЧЛА были переданы копия итогового протокола, в котором указывалось количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми, что подтверждается подписью кандидата.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий избирательной комиссии, так как законные права и интересы ЧЛА этими действиями не нарушены.
Позиция суда подробно и аргументированно изложена в решении, основана на правильном применении норм материального права и надлежащей правовой оценке представленных доказательств и доводов административного истца.
При этом суд первой инстанции, отклоняя довод ЧЛА о нарушении административным ответчиком ее права на присутствие при проверке подписей избирателей привлеченными экспертами из числа специалистов органов внутренних дел, правомерно указал, что данное обстоятельство само по себе не могло повлиять на выводы экспертов.
Судебная коллегия также отмечает, что заключение экспертов по вопросу достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей может служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, однако окончательное решение о признании подписи избирателя недействительной или недостоверной принимается исключительно избирательной комиссией, рассматривающей вопрос о регистрации кандидата в депутаты. Указанное решение, в случае несогласия с ним, исходя из положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", может быть оспорено кандидатом в депутаты в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ЧЛА - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Справка: судья ФИО
Резолютивная часть
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело N 33а-14652/2019
г. Уфа 22 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
с участием прокурора ДАФ,
при секретаре ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЧЛА к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными действий от дата по передаче подписей избирателей на проверку специалистам органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и восстановлении нарушенных избирательных прав в части права присутствия при проверке подписей избирателей специалистами органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации и рабочей группы
по апелляционной жалобе ЧЛА на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ЧЛА - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.