ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N...
г. Уфа 31 июля 2019 года
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 02 июля 2019 года) жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Мияки - коммунальный сервис" ФИО1. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан N... от 29 августа 2018 года, решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мияки - коммунальный сервис",
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО2. (далее - должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан) N... от 29 августа 2018 года общество с ограниченной ответственностью "Мияки - коммунальный сервис" (далее также по тесту - ООО "Мияки - коммунальный сервис", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года указанное выше постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан N... от 29 августа 2018 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу постановлением должностного лица и судебным решением, директор общества ФИО3. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, считая незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие доказательств виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) осуществляется в порядке, определенном приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Приказ N 792).
Пунктом 16 Приказа N 792 установлено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Приказа N 792 территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.
Из материалов дела следует, что Отделом МВД России по Миякинскому району проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами на территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах сельского поселения... Республики Башкортостан.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N... от 23 июля 2015 года, полигон для твердых бытовых отходов общей площадью... кв.м, кадастровый номер.., находится в собственности администрации... Республики Башкортостан. Адрес местонахождения объекта: адрес (л.д. 74).
На основании договора N... от 24 июня 2016 года администрация... Республики Башкортостан передала полигон твердых бытовых отходов ООО "Мияки - коммунальный сервис" во временное владение и пользование в целях приема, складирования и изоляции твердых бытовых отходов IV, V класса опасности принятых от населения. Срок действия договора установлен с 26 июня 2016 года по 24 июня 2026 года (л.д. 133-135, 136).
11 мая 2018 года старшим следователем СО ОМВД России по Миякинскому району ФИО4. осуществлен осмотр территории полигона, составлен протокол осмотра места происшествия (л.д. 124-125).
В ходе проверки выявлено, что в период с 24 июня 2016 года по 11 мая 2018 года общество осуществляет свою производственную деятельность, размещает отходы производства и потребления IV, V класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов в Миякинском районе - на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО.
Таким образом, ООО "Мияки - коммунальный сервис" в нарушение требований части 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ осуществляет размещение отходов производства и потребления IV, V класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов, не внесенных в ГРОРО.
Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается:
копией протокола об административном правонарушении N... от 12 июля 2018 года (л.д. 32-36);
копией протокола осмотра места происшествия от 11 мая 2018 года при участии двух понятых (л.д. 124-125);
копией фототаблицы иллюстраций к протоколу осмотра места происшествия от 11 мая 2018 года (л.д. 126-127);
копией договора аренды N... муниципального недвижимого имущества от 24 июня 2016 года (л.д. 133-135);
копией акта приема-передачи недвижимого имущества от 24 июня 2016 года (л.д. 136);
копией акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N... от 27 апреля 2018 года, содержащий сведения об эксплуатации обществом полигона, где присутствовал охранник, имелись два бульдозера, отходы размещены хаотично на почву, местными жителями осуществлялась разгрузка отходов (л.д. 149);
копией плана-схемы Приложения к акту осмотра территории (акватории) N... от 27 апреля 2018 года (л.д. 150);
копией акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N... от 24 мая 2018 года, которым также зафиксировано размещение отходов на почву местными жителями (л.д. 151);
копией лицензии N... от 10 января 2017 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, предоставленной ООО "Мияки-коммунальный сервис" (л.д. 62-64);
показаниями представителя Управления Росприроднадзора по РБ ФИО5, начальника группы дознания ОМВД России по Миякинскому району ФИО6, старшего уполномоченного группы ЭБ и ПК ОМВД России по Миякинскому району ФИО7, представителя администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан ФИО8, данными судье межрайонного суда (л.д. 155 оборот, 156, 156 оборот, 157).
С выводами должностного лица о виновности общества согласился судья межрайонного суда.
Выводы судьи межрайонного суда о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Юридическая оценка действиям общества дана правильная. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о недоказанности органом надзора места совершения административного правонарушения не может быть принят, поскольку место совершения административного правонарушения полигон, расположенный в адрес, установлен в судебном заседании судьей межрайонного суда.
Довод жалобы о расторжении договора N... от 24 июня 2016 года по основаниям, указанным в пунктах 6.1.1, 6.2 договора, заявлением о внесудебном расторжении договора аренды от 16 ноября 2017 года N... (л.д.96), который согласно пункту 4.3.5, начиная с 15 января 2018 года, по истечении 60 дней прекратил свое действие, в качестве основания для освобождения лица от административной ответственности приняты быть не могут. В период, начиная с 24 июня 2016 года до момента расторжения договора общество осуществляло размещение отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов, не внесенном в ГРОРО, чем нарушены требования части 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ, длящееся правонарушение выявлено 27 апреля 2018 года. Кроме того, в материалах дела имеются доказательства эксплуатации полигона обществом в апреле, мае 2018 года и после расторжения договора аренды, что подтверждается актами обследования и претензией N... от 10 сентября 2018 года заместителя главы администрации района в адрес общества (л.д. 11-13).
Порядок привлечения общества к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности с момента выявления длящегося правонарушения соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 37, 38).
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом с участием защитника общества Сайранова И.М, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 29, 46).
Жалоба судьей межрайонного суда рассмотрена с участием защитника общества Сайранова И.М, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 120).
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение постановления должностного лица и судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан N... от 29 августа 2018 года, решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мияки - коммунальный сервис" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Мияки - коммунальный сервис" ФИО9 - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
Председателя Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Р.Р. Усманова
Справка:
федеральный судья Галлямова Л.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.