ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N...
г. Уфа 15 июля 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 18 июня 2019 года) жалобу главы сельского поселения... Валиахметова Радиса Мирхатовича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1. N... от 25 июня 2018 года, решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения... Валиахметова Радиса Мирхатовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2. (далее - должностное лицо) N... от 25 июня 2018 года глава сельского поселения... (далее - глава сельского поселения) Валиахметов Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года постановление должностного лица N... от 25 июня 2018 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2018 года постановление должностного лица N... от 25 июня 2018 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года оставлены без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу постановлением должностного лица N... от 25 июня 2018 года, судебными постановлениями от 27 августа 2018 года и от 07 ноября 2018 года, Валиахметов Р.М. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Туймазинского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО3. от 03 мая 2018 года N... в период с 23 мая 2018 года по 21 июня 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении администрации сельского поселения... (л.д. 17-20).
В ходе проведения проверки выявлено, что администрацией сельского поселения... подача воды населению в с.... осуществляется из родника. Водопроводные сети протяженностью 144 м в с.... по ул.... принадлежат сельскому поселению... Вместе с тем, документ, удостоверяющий право пользования участками недр - лицензия на пользование недрами, отсутствует, о чем указано в акте проверки от 21 июня 2018 года N... (л.д. 12-16).
Принадлежность водопроводных сетей с назначением - водоснабжение и водоотведение протяженностью 144 м, инвентарный номер.., лит. 1, адрес (местонахождение) объекта:.., кадастровый номер.., сельскому поселению.., подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 февраля 2015 года серии... N... (л.д. 27).
Основанием для привлечения главы сельского поселения Валиахметова Р.М. к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении должностного лица N... от 25 июня 2018 года (л.д. 23-25) выводы о том, что сельское поселение... в нарушение статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" осуществляет подачу воды населению в с.... из родника, являющегося источником централизованного водоснабжения, с применением принадлежащих сельскому поселению водопроводных сетей протяженностью 144 м, без лицензии на пользование недрами.
С таким выводом должностного лица согласились судьи первой и второй инстанций.
Однако с состоявшимися по делу решениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водные ресурсы - это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Как следует из части 3 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты, при этом согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации природные выходы подземных вод (родники, гейзеры) относятся к поверхностным водным объектам.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определяет недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Как следует из статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 19 Закона о недрах определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В силу пункта 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14 апреля 1994 года не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Вместе с тем, согласно материалам дела, подача воды населению осуществляется из родника, который относится к поверхностным водным объектам, безусловные доказательства осуществления добычи подземных вод из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения, отсутствуют, водоносный горизонт, объем извлечения воды не установлены. Использование для собственных нужд сельского поселения подземных вод, расположенных над водоносными горизонтами, которые не являются и не могут являться источником централизованного водоснабжения, в силу статьи 19 Закона о недрах не запрещено и не требует оформления разрешения. Использование сельским поселением для подачи воды принадлежащих водопроводных сетей протяженностью 144 м не является доказательством осуществления добычи подземных вод из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения.
В связи с этим по настоящему делу об административном правонарушении нельзя сделать безусловный вывод об установлении условий, при которых оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод является обязательным, что свидетельствует о преждевременности вывода о наличии в действиях главы сельского поселения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Следует также учесть, что 21 июня 2018 года государственным инспектором, главным специалистом-экспертом Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4. администрации... выдано предписание N... об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды о том, чтобы подачу воды населению в с.... из родника осуществлять с получением разрешения на право пользования участком недр в виде лицензии. Срок выполнения предписания установлен до 14 января 2019 года (л.д. 34).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2019 года отменено решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года, которым в удовлетворении требования административного истца администрации сельского поселения... об отмене предписания N... от 21 июня 2018 года отказано, предписание N... от 21 июня 2018 года отменено.
Выводы, содержащиеся в вышеназванном апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2019 года, касаются обстоятельств, послуживших основанием для привлечения главы сельского поселения Валиахметова Р.М. к административной ответственности по настоящему делу.
Положения статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод судей первой и второй инстанций о том, что сельское поселение осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории сельсовета, не имея на то разрешения (лицензии) на пользование недрами, является преждевременным, принятым при недоказанных обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица N... от 25 июня 2018 года, решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2018 года, вынесенные в отношении главы сельского поселения Валиахметова Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу Валиахметова Р.М. удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5. N... от 25 июня 2018 года, решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения... Валиахметова Радиса Мирхатовича отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Р.Р. Усманова
Справка:
федеральный судья Гиниятова А.А.
судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.