Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
СЕ.ой Е.Н.
судей
Барминой Е.А, Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июля 2019 года апелляционную жалобу Передерий В. В. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2019 г. по гражданскому делу N... по иску Передерий В. В. к ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" о включении времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и назначении пенсии за выслугу лет, признании отказа незаконным и обязании назначить пенсию за выслугу лет с 26.09.2018.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Передерий В.В, его представителя Чигирь А.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" - Акишина А.Н, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя третьего лица ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" - Силантьева В.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Передерий В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области, в котором, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать включить в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации время пребывания на военных сборах в период с 09.04.2012 по 23.04.2012; в период с 06.09.2012 по 20.09.2012; в период с 15.04.2013 по 25.04.2013 года; в период, с 17.06.2013 по 26.06.2013; в период с 19.08.2014 по 28.08.2014; в период с 07.09.2017 по 16.09.2017; признать отказ Министерства обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата Ленинградской области N... от 02.10.2018 незаконным и обязать ВКЛО назначить истцу пенсию за выслугу лет в Вооруженных силах Российской Федерации с 26.09.2018.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1991 по 21.06.2007 года проходил военную службу в составе Вооруженных сил Российской Федерации. Уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы. Выслуга лет на момент увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации составила 19 лет 10 месяцев и 08 дней. После увольнения из состава Вооруженных сил истец в период с 09.04.2012 по 16.09.2017 неоднократно проходил военные сборы на базе различных воинских частей. Общий срок нахождения на военных сборах составил 71 сутки. Истец обратился в Военный комиссариат Ленинградской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет с учетом времени прохождения военных сборов общей продолжительностью 71 сутки. Решением Военного комиссариата Ленинградской области от 02.10.2018 истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Передерий В.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Передерий В.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", граждане из числа гражданских лиц, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 - ФЗ, граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.п. "к" ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53 - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 указанного Федерального закона).
Согласно п. 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уже после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах не ранее чем с 01.03 1993.
Между тем, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно ст. 43 закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы.
Для исчисления пенсии, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Вместе с тем, в силу ст. 13 закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 3 апреля 2007 г. N 338 - О - О, федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, представил гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально - экономических правах, деятельность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условия их выполнения.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о включении периодов прохождения военных сборов в выслугу лет является последующее поступление гражданина на военную службу после прохождения им военных сборов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент увольнения льготная выслуга истца составляла 19 лет 10 месяцев и 08 дней, что не оспаривалось сторонами.
После увольнения из состава Вооруженных сил Российской Федерации Передерий В.В. проходил военные сборы, а именно:
в период с 09.04.2012 по 23.04.2012 года продолжительностью 15 суток на базе в/ч 6716;
в период с 06.09.2012 по 20.09.2012 года продолжительностью 15 суток на базе в/ч 3278;
в период с 15.04.2013 по 25.04.2013 года продолжительностью 11 суток на базе в/ч 6716;
в период с 17.06.2013 по 26.06.2013 года продолжительностью 10 суток на базе 7049 хранения и ремонта вооружения и техники;
в период с 19.08.2014 по 28.08.2014 года продолжительностью 10 суток на базе в/ч 3278;
в период с 07.09.2017 по 16.09.2017 года продолжительностью 10 суток на базе в/ч 92882.
Общий период нахождения истца на военных сборах составил 71 сутки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требование истца о включении периода прохождения военных сборов в выслугу лет и о назначении пенсии за выслугу лет не основано на требованиях законодательства, регулирующего данные правоотношения, поскольку в данном случае право на пенсию и размер пенсии зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", тогда как при увольнении истца с военной службы пенсия за выслугу лет ему не была назначена в связи с отсутствием необходимой выслуги лет - 20 лет как предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Разрешая требование истца о признании отказа Министерства обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата Ленинградской области N... от 02.10.2018 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет Передерий В.В. для назначении пенсии подлежит перерасчету в случае повторного поступления истца на военную службу и последующего увольнения с военной службы, что прямо предусмотрено ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, и учитывая, что доказательств повторного поступления на военную службу со стороны истца не было представлено, обоснованно пришел к выводу о том, что нет оснований считать отказ Министерства обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата Ленинградской области N... от 02.10.2018 незаконным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что военные сборы имели место после увольнения истца с военной службы, без последующего поступления на службу по контракту, истец не вправе требовать включения военных сборов в выслугу лет в соответствии с требованиями п. 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, а также п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, поскольку данное правило определяет порядок зачета времени пребывания на военных сборах в выслугу лет для назначения и перерасчета пенсии при последующем поступлении на службу, а не для включения периода военных сборов в общую продолжительность военной службы после увольнения с нее для решения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет.
Таким образом, период прохождения военных сборов может быть включен в общую продолжительность военной службы в случае, предусмотренном абз. "б" ст. 14 закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, то есть при повторном поступлении на военную службу лиц, получавших пенсию, а при последующем увольнении их со службы выплата пенсии возобновляется исходя их выслуги лет и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Однако, как следует из материалов дела истец проходил военные сборы после увольнения с военной службы, при этом на военную службу вновь не поступал, следовательно, не вправе требовать включение оспариваемых периодов в выслугу лет для последующего решения вопроса о назначении ему пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Передерий Владимира Валериевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.