Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Венедиктовой Е.А, Ягубкиной О.В.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 апреля 2019 года апелляционную жалобу Никифоровой И. В. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2018 г. по гражданскому делу N... по иску Никифоровой И. В. к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить истца в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить истца в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя истца Никифоровой И.В. - Гавриловой О.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - Колюшок О.Ю, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никифорова И.В. обратилась в суд с иском к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным распоряжение от 27.01.2017г. N... -р в части снятия ее с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязать ответчика восстановить истца в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
В обоснование требований истец Никифорова И.В. указала, что является собственником 16/49 долей в праве общей долевой собственности в 3-х комнатной коммунальной квартире по адресу: г. Санкт-Петербург, "адрес". Доля 16/49 состоит из жилой комнаты, площадью 16 кв.м. В июне 2018 г. истец приняла решение участвовать в программе расселения коммунальных квартир, в связи с чем, 01.08.2018 г. обратилась в Администрацию Пушкинского района Санкт- Петербурга с просьбой предоставить ей справку очередника. Однако, ей была выдана копия выписки из распоряжения Администрации от 27.01.2017 г. N... -р о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное решение о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения полагает незаконным, поскольку обеспечена жилым помещением менее установленной нормы предоставления жилого помещения, которая для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв.м.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2018 г. в удовлетворении исковых требований Никифоровой И.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Никифорова И.В. просит отменить решении суда, как незаконное и необоснованное, постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Никифорова И.В. "дата" воспитанница школы-интерната N... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на основании распоряжения Администрации района N... -р от 19.11.2007 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма согласно п. 1. ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; категория учета - дети, оставшиеся без попечения родителей.
На основании заявления Никифоровой И.В. от 27.08.2012 г. распоряжением Администрации района N... -р от "дата" истцу предоставлено жилое помещение в виде комнаты жилой площадью 15, 9 кв.м. в квартире по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в соответствии с п. 2. ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма.
На основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан N ГЖО/0/19Ю2/К от "дата" истица является собственником 16/49 доли жилого помещения по адресу: "адрес", кор. 1 "адрес".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что жилищная обеспеченность истца, превышает учетную норму жилого помещения, установленную Законом Санкт- Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт- Петербурге", в связи с чем, истец обоснованно снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 3 вышеназванного федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Приведенной нормой Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений перечисленным в ней категориям лиц по месту их жительства, а к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено лишь определение порядка предоставления таких жилых помещений.
Согласно статье 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
а) обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон);
б) проживания в таких жилых помещениях лиц:
- не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
- бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;
- признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
- имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.
В целях предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (далее - список (п. 2 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга").
Для включения в список граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи (далее - дети-сироты), или их законные представители представляют в уполномоченный орган заявление о включении в список в целях предоставления жилых помещений для детей-сирот (далее - заявление), а также документы, в соответствии с которыми:
- удостоверяется личность и подтверждается гражданство Российской Федерации ребенка-сироты;
- подтверждаются полномочия законного представителя ребенка-сироты (в случае, если интересы ребенка-сироты представляет его законный представитель);
- подтверждается, что ребенок-сирота относится к категории лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом право на предоставление жилого помещения для детей-сирот;
- устанавливаются сведения о месте жительства ребенка-сироты;
- устанавливается невозможность проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении (в случае, если основанием для включения ребенка-сироты в список является невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении).
Перечень документов, подлежащих рассмотрению при формировании списка (далее - документы), утверждается Правительством Санкт-Петербурга (п. 3 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 го. N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга").
Включение в список не осуществляется в случае, если:
- ребенком-сиротой или его законным представителем не представлены документы;
- гражданин, в отношении которого подано заявление, согласно Федеральному закону не имеет права на предоставление жилого помещения для детей-сирот (п. 5 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга").
Порядок ведения в Санкт-Петербурге списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - список), и обновления сведений, содержащихся в списке определен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 г. N 59 "О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга".
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
При принятии решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма в соответствии со ст. 11 Закона Санкт- Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 года N 1546 "Об актуализации данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" администрации районов Санкт-Петербурга обязаны провести актуализацию данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, указанные в ст. 49 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Статьей 3 Закона Санкт- Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт- Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт- Петербурге по совокупности жилых помещений составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах либо в жилых домах, и 15 кв. м, с учетом доли общей площади, для проживающих в коммунальных квартирах.
Таким образом, учитывая, что жилая площадь комнаты, принадлежащей истцу в коммунальной квартире составляет 15,9 кв.м, при этом на долю истца приходится 26 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть более учетной нормы в размере 15 кв.м, приходящейся на истца, что не позволяло истцу после издания распоряжения от 28.08.2012 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, решение районной администрации о снятии Никифоровой И.В. с жилищного учета основано на законе.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Никифоровой И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.