Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Холмогорова И.К.,
при секретаре Ноговициной Е.И.
с участием представителя административного истца Бубякина А.В, представителя административного ответчика Шавелкина Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Игнатьева Олега Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения, которым
постановлено:
Отказать в административном иске Игнатьева Олега Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права N N... от 25 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Игнатьев О.А. обратился в суд с указанным административным иском, указав о том, что 14 марта 2019 года обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости - гараж с кадастровым номером N.., расположенный по адресу... 25 марта 2019 года получил письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности. Считает указанные в уведомлении основания приостановления регистрации права незаконными, нарушающими его права, поскольку он как член ФИО11 полностью выплатил паевой взнос, тем самым приобрел право собственности, что подтверждается представленной им справкой. Гараж поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, не является самовольной постройкой, разрешение на строительство не требовалось, факт его создания до 01 января 2015 года подтверждается техническим паспортом. Ссылаясь на решение Якутского городского Совета народных депутатов N23/5 от 14 декабря 1988 года, просил признать незаконным уведомление N N... 25 марта 2019 года, вынесенное государственным регистратором Управления Росреестра по РС (Я) Пархомовой Н.И, и обязать Управление Росреестра по РС (Я) зарегистрировать право собственности административного истца на объект недвижимости (гараж) по заявлению N N... от 14 марта 2019 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Считает, что судом не применены нормы закона, подлежащего применению, что представленная им справка о выплате паевого взноса является правоустанавливающим документом в силу норм ГК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Игнатьев О.А. 13 марта 2019 года обратился в Управление Росреестра по РС (Я) с заявлением о регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N.., расположенного по адресу...
Согласно уведомлению должностного лица Управления Росреестра по РС (Я) от 24 марта 2019 года за N N... государственная регистрация права на заявленный объект приостановлена до 25 июня 2019 года в соответствии с п.п.5, 9 и 49 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В обоснование принятого решения указано, что в ходе правовой экспертизы представленных документов выявлены противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), что решение Якутского городского Совета народных депутатов от 14.12.1988 г. не является правоустанавливающим документом на земельный участок, что невозможно установить образование гаражно-строительного кооператива в 1988 г. и переход его прав и обязанностей к ФИО12 Также уведомление содержит информацию о направлении межведомственных запросов и необходимости предоставления дополнительных документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Игнатьевым О.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что на государственную регистрацию не были представлены соответствующие документы, соответственно у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на недвижимость, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона N 218-ФЗ.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения.
Согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на пае накопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу приведенных норм закона право собственности на гараж у члена гаражного кооператива возникает с момента выплаты паевого взноса. Для государственной регистрации права собственности представляется справка о выплате паевого взноса, выданная данным кооперативом.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 5, 9 и 49 части 1 ст.26 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для приостановления государственной регистрации прав являются, в том числе, непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не поступили документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости.
В рассматриваемом случае Игнатьевым О.А. к заявлению, поданному для государственной регистрации права собственности на нежилое строение, расположенное по адресу... были представлены справка ГСПК "54 квартал", приказ о вступлении в должность председателя кооператива от 22.06.2018 г, решение исполкома Якутского городского Совета народных депутатов N 23/5 от 14 декабря 1988 г.
Так, в справке ГСПК указано, что Игнатьев О.А. является членом данного кооператива, им полностью выплачен паевой взнос и приобретено право собственности на гаражный бокс N1, кадастровый номер N.., расположенный по адресу... В ходе правовой экспертизы данного документа установлено, что по данным ЕГРН объект с кадастровым номером N... является отдельно стоящим зданием площадью ******** кв.м. с кладовой на 2 этаже, а не гаражным боксом - частью целого (здания ГСПК "54 квартал").
Решением Якутского городского Совета народных депутатов от 14.12.1988 N23/5 жильцам дома по адресу г... разрешена организация гаражно-строительного кооператива на 16 боксов в 54 квартале. Поскольку данный документ не содержит сведений о предоставлении земельного участка под строительство гаражей с размещением на 2-этаже каменных кладовых, описание участка, он не может быть принят как подтверждающий права кооператива на земельный участок. Более того, в ЕГРН сведения о земельном участке, в пределах которого расположен заявленный объект, и регистрации прав на него отсутствуют.
Поскольку из представленных истцом документов и по результатам проведенной правовой экспертизы государственный регистратор не усмотрел оснований для осуществления регистрационных действий, возникла необходимость уточнения информации относительно объекта, на регистрацию прав которого подано заявление, и земельного участка.
В соответствии со ст.ст.7-7.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственным регистратором были направлены запросы в Департамент градостроительства Окружной Администрации г.Якутска, ГКУ РС (Я) "Национальный архив РС (Я)" и в Управление ФНС РС (Я).
При наличии указанных обстоятельств у государственного регистратора в рамках полномочий, предоставленных пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, имелись основания для приостановления государственной регистрации права истца на заявленный объект недвижимости. При этом права и законные интересы Игнатьева О.А. оспариваемым решением нарушены не были.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 апреля 2019 года по делу по административному иску Игнатьева Олега Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.