Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Холмогорова И.К.,
при секретаре Ноговициной Е.И.
с участием административного истца Зеленкеевой В.А, представителя административного истца Кривогорницына А.П, представителя административного ответчика Спиридонова А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 мая 2019 года по делу по административному исковому заявлению Зеленкеевой Валентины Александровны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения, которым
постановлено:
Признать незаконным уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 13 февраля 2019 г. N 258.
Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска рассмотреть повторно уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Зеленкеевой Валентины Александровны в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Окружной администрации г. Якутска в пользу Зеленкеевой Валентины Александровны расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб, расходы по оплате услуг представителя 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Зеленкеева В.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу.., направила в Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, на которое 13 февраля 2019 г. получила письменное уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В уведомлении указано, что не соблюден установленный Правилами землепользования и застройки ГО "Якутск" минимальный отступ от границ земельного участка (3 м.), что в соответствии с проектом планировки и межевания территории земельный участок учтен под многоэтажную жилую застройку и земельный участок находится в зоне "Ж-6.2". Административный истец считает данное уведомление незаконным, нарушающим ее права. Просила признать уведомление от 13.02.2019 незаконным и обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство, а также взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб, расходы на оформление доверенности в размере 2 400 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Настаивает на правомерности принятого решения, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-6.2, где не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, что судом не учтено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно положениям ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником жилого дома и земельного участка с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу...
07 февраля 2019 года обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома путем надстройки второго этажа, на которое 13 февраля 2019 г. было направлено уведомление о несоответствии указанного в уведомлении объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В уведомлении указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО "Якутск", утвержденными нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N169-НПА, минимальный отступ от границ земельного участка составляет 3 м, что в соответствии с проектом планировки и межевания территории земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-6.2), что уведомление подано лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок, о несоответствии описания внешнего объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Удовлетворяя заявленный административный иск и возложив на ответчика обязанность повторно рассмотреть уведомление Зеленкеевой В.А, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление нарушает права административного истца, связанные с пользованием земельного участка по назначению, поскольку на момент приобретения в собственность земельный участок имел вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом, что изменение в последующем территориальной зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка могло бы служить основанием для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство, если бы использование этого участка и объектов капитального строительства, возводимых на нем, представляли опасность для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако таких доказательств ответчик суду не представил.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
По положениям ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как видно из материалов дела, решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2018 г. признано право собственности Зеленкеевой В.А. на жилой дом, расположенный по адресу: РС (Я)...
Земельный участок площадью ******** кв.м, на котором расположен данный жилой дом, предоставлен в собственность Зеленкеевой В.А. по договору купли-продажи от 01 августа 2018 г, заключенному с Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска.
На момент предварительного согласования предоставления в собственность Зеленкеевой В.А. и заключения договора купли-продажи земельный участок согласно проекту межевания территории квартала "6" городского округа "город Якутск" находился в территориальной зоне "Ж-6.2" (зона застройки многоэтажными многоквартирными домами). Не смотря на данное обстоятельство, орган местного самоуправления предоставил истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.
В данном случае при подготовке правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" орган местного самоуправления не учел сложившуюся планировку территории и существующее землепользование, следовательно, изменения в Правила внесены без учета фактического использования земельного участка. Таким образом, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права административного истца, связанные с пользованием земельного участка по назначению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалуемое решение нельзя признать законным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 мая 2019 года по делу по административному исковому заявлению Зеленкеевой Валентины Александровны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.