Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Местниковой С.А.,
при секретаре Ноговициной Е.И,
с участием представителя административного истца Ковлекова А.И, представителя административного ответчика Кривошапкина Е.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 13 мая 2019 года по делу по исковому заявлению Мартыновой Антонины Николаевны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Мартыновой Антонины Николаевны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Мартынова А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указано, что ею в Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска было подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, на которое 27 февраля 2019 г. получила уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном в зоне "Л-1", на территории общего пользования. Просила признать данное уведомление незаконным, нарушающим ее права и обязать ответчика повторно рассмотреть её уведомление.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового - об удовлетворении заявленного административного иска. Указано на то, что при внесении изменений в Правила землепользования и застройки у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, которые были установлены до внесения изменений в правила.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Мартынова А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу:... Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 27 октября 2018 года.
18 февраля 2019 года административный истец обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.
27 февраля 2019 г. административному истцу выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, не установилне соответствие закону оспариваемого уведомления, а также нарушений прав административного истца, указав, что земельный участок находится в зоне городских лесов и относится к территориям общего пользования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильно примененных судом нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и нашли свое подтверждение в ходе апелляционного рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, согласно п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером N.., принадлежащий истцу, расположен в границах территориальной зоны Л-1, сведения о которой включены государственный кадастр недвижимости на основании нормативно-правового акта Якутской городской думы от 25 декабря 2013 года N 169 НПА, которым были утверждены Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск".
Также проекта планировки и межевания территории микрорайона Марха, утвержденного распоряжением от 24 сентября 2014 года N 1650р, земельный участок расположен в зоне общего пользования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законных оснований для выдачи административному истцу уведомления о допустимости размещения объекта жилищного строительства на земельном участке не имелось. Оспариваемое уведомление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок принятия решения не нарушен.
В силу указанного обстоятельства не может повлечь отмену решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования, предполагающим возможность строительства жилого дома.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы суда.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 13 мая 2019 года по делу по административному иску Мартыновой Антонины Николаевны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.