Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Матвеевой М.К.,
при секретаре Семеновой Л.А,
с участием представителей административного ответчика Морозовой Е.Е, Третьяковой И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 мая 2019 года по делу по административному иску Евстафьевой Нюргуяны Владимировны к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании решения Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) незаконным, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Евстафьевой Нюргуяны Владимировны отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Евстафьева Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что Республиканской (межведомственной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) N12 03 апреля 2019 года принято решение об отказе в допуске ее к деятельности с участием несовершеннолетних. Просила признать данное решение незаконным и нарушающим её права и интересы, т.к. комиссией не принято во внимание, что она не представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, т.к. её судимость погашена и совершенное ею деяние относится к преступлениям средней тяжести, при этом она имеет высшее педагогическое образование, является единственным специалистом педагогом-психологом в своем поселке, имеет положительные характеристики.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам. Указывает, что решение Комиссии не содержит основания отказа. Также ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В письменном возражении на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что приговором Якутского городского суда РС (Я) от 14.06.2012 г. Евстафьева Н.В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ******** УК РФ: ей было назначено наказание ********
Постановлением Президиума Верховного суда РС (Я ******** изменена категория совершенного ею преступления с тяжкого на преступление средней тяжести.
Евстафьева Н.В. обратилась в Республиканскую (межведомственную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) с заявлением о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.
Постановлением Республиканской (межведомственной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) N12 от 03 апреля 2019 года в допуске Евстафьевой Н.В. к деятельности с участием несовершеннолетних отказано.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
По настоящему делу суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Евстафьевой Н.В. и исходил при этом из того, что оспариваемое постановление вынесено административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка и процедуры рассмотрения обращения и принятия по нему решения. Суд признал, что административным ответчиком правомерно отказано истцу в допуске к работе с участием несовершеннолетних.
Выводы суда, изложенные в решении, признаются судебной коллегией правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
В силу требований статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются, в числе прочих, лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни,
здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Порядок принятия комиссией решения регламентирован Правилами принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 N 796.
При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних: вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя; срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости; форма вины; вид наказания; факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания; возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю); отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений; отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей; обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления, иные обстоятельства, позволяющие определить представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (п. 20).
Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений: о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних; о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних (п. 22).
На лиц, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними, возложена особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие. Соответственно, требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня.
Судебная коллегия, исходя из приведенных выше положений, полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Так, материалами дела подтверждается, что Комиссия учла конкретные обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, в том числе, характеризующие его данные.
Оснований полагать вывод комиссии неверным у суда первой инстанции не имелось, таковые отсутствуют и у судебной коллегии.
Оспариваемое постановление принято комиссией в соответствии с компетенцией, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; нарушений порядка рассмотрения заявления Евстафьевой Н.В. и принятия постановления не установлено; оспариваемое постановление соответствует установленной форме; несогласие истца с выводами комиссии не свидетельствует о незаконности принятого решения, доводы в данной части направлены на переоценку обстоятельств, на основании которых комиссия приняла оспариваемое постановление. Представленные Евстафьевой Н.В. характеризующие данные не являются безусловным основанием для удовлетворения её заявления.
Решение суда основано на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (часть 9 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, правовая оценка которых является надлежащей.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется; они повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств; при этом, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли бы на содержание постановленного судом решения.
Суд не вправе давать самостоятельную оценку личности заявителя, конкретным обстоятельствам при которых было совершено преступление, поведению Евстафьевой Н.В. после совершения преступления; решение вопроса о том, представляет или не представляет заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних и выводы по этим обстоятельствам относится к компетенции Комиссии.
Никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции из материалов дела не усматривается, а правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 мая 2019 года по делу по административному иску Евстафьевой Нюргуяны Владимировны к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании решения Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.