И.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С. рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление мирового судьи судебного участка N52 Алданского района Республики Саха (Якутия) и.о. мирового судьи судебного участка N1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2019 года, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении должностного лица -генерального директора МУП "Алданские пассажирские перевозки" Сагалаева Александра Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N52 Алданского района Республики Саха (Якутия) и.о. мирового судьи судебного участка N1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2019 года должностное лицо - генеральный директор МУП "Алданские пассажирские перевозки" Сагалаев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В настоящей жалобе Сагалаев А.В, выражая несогласие состоявшимися судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения. Указывает, что между МО "Город Алдан" и МУП "Алданские пассажирские перевозки" заключен муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию дорог, улиц, площадей. Все работы выполнены и приняты без замечаний.
Определением и.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июля 2019 года вышеуказанная жалоба принята к производству и истребованы материалы дела из судебного участка N1 Алданского района Республики Саха (Якутия). Дело поступило в Верховный суд Республики Саха (Якутия) 22 июля 2019 года.
Изучив истребованные материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных постановлений, оснований для удовлетворения не нахожу.
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно уставу МУП "Алданские пассажирские перевозки", утвержденного главой МО "Алданский район" от _______, предприятие осуществляет ремонт и содержание местных автодорог и дорожных сооружений внутри пунктов и городов.
Приказом главы МО "... " N... рл от _______ Сагалаев А. В. назначен на должность генерального директора МУП "Алданские пассажирские перевозки".
_______ между АМО "Город Алдан" и МУП "Алданские пассажирские перевозки" заключен муниципальный контракт N... на оказание услуг по содержанию дорог, улиц, площадей, инженерных и искусственных сооружений МО "Город Алдан" в 2019 году.
Из пункта 2.3.1 контракта следует, что исполнитель обязуется выполнять обязательства по содержанию дорог своевременно и качественно в соответствии с технологией уборки, поддерживать эксплуатационное состояние дорог в соответствии с ГОСТ Р50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и другой нормативной и технической документацией, приложениями к настоящему контракту, правилами ТБ.
Из материалов дела следует, что _______ заместителем прокурора Алданского района возбуждено дело об административном правонарушении, из которого следует, что _______ с прокуратурой с привлечением сотрудников ОГИБДД по Алданскому району проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин в МО "Город Алдан". В ходе проверки установлено, что в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог МО "Город Алдан" выявлены недостатки, а именно:
на пер. Таежный, 9 и на протяжении всего переулка имеется возвышение обочин свыше 15 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также имеется снежный накат на дорожном покрытии асфальт в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017;
на ул. Горького, 89 имеется возвышение обочин свыше 13 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также имеется снежный накат на дорожном покрытии асфальт в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на ул. Тарабукина, 58 в сторону ФАД "Лена" А-360 имеется возвышение обочин свыше 11 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также имеется снежный накат на дорожном покрытии асфальт в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017;
на ул. Бертина, 25 имеется возвышение обочин свыше 31 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также имеется снежный накат на дорожном покрытии асфальт в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017;
на протяжении пер. Чкалова имеется возвышение обочин свыше 14 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
на ул. Советская, 37 и 10 лет Якутии на железобетонном тротуаре имеется слой уплотненного снега свыше 16 см в нарушение требований п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует пешеходное удерживающее ограждение в нарушение п. 8.1.28 ГОСТ 52289-2004;
на ул. 1 квартал, 6 имеется возвышение обочин свыше 16 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также имеется снежный накат на дорожном покрытии асфальт в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р50597-2017;
на ул. 1 квартал, 1 имеется возвышение обочин свыше 32 см от проезжей части в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также имеется снежный накат на дорожном покрытии асфальт в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении в отношении должностного лица МУП "Алданские пассажирские перевозки" Сагалаева А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда; уставом МУП "Алданские пассажирские перевозки"; муниципальным контрактом N1 от 06 января 2019 года и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание установленный факт несоблюдения должностным лицом МУП "Алданские пассажирские перевозки" требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица Сагалаева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 12.34 КоАП РФ.
С указанными выводами правомерно согласился судья районного суда, проверявший законность привлечения должностного лица к административной ответственности.
Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Сагалаева А.В. не усматривается.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Доводы жалобы о том, что должностное лицо МУП "Алданские пассажирские перевозки" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, подлежат отклонению.
Административная ответственность должностных лиц установлена ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье, в частности, установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Уставом МУП "Алданские пассажирские перевозки" предметом деятельности учреждения, в том числе является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и решение задач в области комплексного содержания автомобильных дорог.
Таким образом, поскольку обязанность по содержанию и ремонту автодороги законом возложена на предприятие и установлено, что должностным лицом данного предприятия не приняты меры по исполнению возложенной на него законом обязанности, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Сагалаев А.В. является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы должностного лица - генерального директора МУП "Алданские пассажирские перевозки" Сагалаева А.В. - отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка N52 Алданского района Республики Саха (Якутия) и.о. мирового судьи судебного участка N1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2019 года, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора МУП "Алданские пассажирские перевозки" Сагалаева Александра Владимировича - оставить без изменения.
И.о. заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) Р.С. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.