Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев жалобу представителя ООО "СГК-1" Тумашовой Е.А. на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "СГК-1", которым
постановлено:
Постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) N 14/12-748-19-И от 18 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "СГК-1" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
18 февраля 2019 года постановлением главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) N 14/12-748-19-И ООО "СГК-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
17 мая 2019 года Алданским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ООО "СГК-1", обратилось в лице представителя Тумашовой Е.А. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) порядке статьи 30.1, части 5 статьи 30.9 КоАП РФ, в которой просит решение отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы заявитель указывает на ненадлежащую оценку судьей районного суда доводам об отсутствии вины общества как работодателя и производителя работ на объекте в совершении административного правонарушения. Так, в постановлении должностного лица не установлена вина общества, не приведены выводы о мерах, которые общество должно было выполнить для соблюдения законодательства об охране труда. Не принято во внимание наличие особого мнения и не согласия членов комиссии с мнением государственного инспектора труда. Согласно п.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) проектная документация разрабатывается заказчиком работ, а не их производителем. Порядок проведения демонтажа опалубки не имеет отношения к несчастному случаю, поскольку должен регулироваться Проектом производства работ на высоте. Нарушения должностной инструкции не имело место, поскольку оно не относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда. Судом также не даны обоснования, в соответствии с которым он не усмотрел возможность применения предупреждения в качестве наказания.
В судебное заседание законный представитель ООО "СГК-1", извещенный судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Ходатайства об отложении рассмотрения дела не представлено, в связи с чем суд учитывая положения п.2 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Как следует из материалов дела, 09 сентября 2018 года бригадой строителей ООО "СГК-1" проводились работ по демонтажу щитов опалубки с отвердевшего фундаментного основания антенно-мачтового сооружения Промежуточной радиорелейной станции N 34 после снятия подкосов, стяжек и замков по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, 869 километр трассы магистрального газопровода "Сила Сибири" (этап 2.4, Участок "КС-3 "Амгинская" - КС-4 "Нимнырская", примерно в 92 километрах от города Алдан.
В указанный день около 14 часов 00 минут, при демонтаже металлического щита от бетонной стены с помощью экскаватора, с высоты 2,4 метров с бетонной колонны фундамента, потеряв равновесие упал на дно котлована стропальщик Г.Д.
В результате медицинского осмотра Г.Д. был поставлен диагноз: перелом рёбер.
В связи со случившимся в период с 10 сентября 2018 года по 08 октября 2018 года комиссией было проведено расследование тяжелого несчастного случая с работником Г.Д.
Актом формы N 4 о расследовании тяжелого несчастного случая от 08 октября 2018 года установлено, что основной причиной, вызвавшей несчастный случай является неудовлетворительная организация производства работ (код 08), выразившееся в отсутствии мероприятий, регулирующих порядок проведения демонтажа опалубки, в Проекте организации строительства и в Проекте производственных работ ООО "СГК-1".
Актом о тяжелом несчастном случае на производстве N 013/2018 от 08 октября 2018 года по форме N Н-1 установлено, что основной причиной тяжелого несчастного случая явилась неудовлетворительная организация производства работ (код 08).
В качестве сопутствующей причины в обоих актах указана личная неосторожность пострадавшего, выразившаяся в невыполнении требований безопасности при переходе с ребра фундамента на колонну фундамента
Указанными актами также установлено нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 2,6, 213, 214 Приказа Минтруда России от 01.06.2015 N 336н "Об утверждении Правил по охране труда в строительстве".
По данному факту 18 января 2019 года государственными инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) в отношении ООО "СГК-1" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, а впоследствии вынесено постановление о назначении административного наказания.
Обстоятельства совершения ООО "СГК-1" вменяемого правонарушения подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 18 января 2019 года N14/120287-19-И; актом формы N 4 о расследовании тяжелого несчастного случая от 08 октября 2018 года, актом о тяжелом несчастном случае на производстве N 013/2018 от 08 октября 2018 года по форме N Н-1 и другими материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Достоверность и допустимость имеющихся доказательств сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения ООО "СГК-1" к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку факт нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют сведения о том, что как работодателем ООО "СГК-1" принимались необходимые, достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению нормативных требований охраны труда при демонтаже опалубки с бетонного покрытия фундамента строения.
Согласно пункту 1 Правил по охране труда в строительстве, утвержденного приказом Минтруда России от 01.06.2015 N 336н (далее - Правила по охране труда в строительстве) настоящие правила по охране труда в строительстве устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений.
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства.
Согласно пункту 213 Правил по охране труда в строительстве при приготовлении, подаче, укладке и уходу за бетоном, заготовке и установке арматуры, а также установке и разборке опалубки необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером выполняемой работы:
1) расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,8 м и более на расстоянии ближе 2 м от границы перепада по высоте в условиях отсутствия защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м;
2) неустойчивое состояния сооружения, объекта, опалубки и поддерживающих креплений;
3) высокие ветровые нагрузки;
4) наличие химических добавок в бетонной смеси, возможность химических ожогов кожи и повреждения глаз работников;
5) движущиеся машины и передвигаемые ими предметы;
6) обрушение элементов конструкций;
7) шум и вибрация;
8) повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
В соответствии с пунктом 214 названных Правил по охране труда в строительстве при наличии опасных и вредных производственных факторов, указанных в пункте 213 Правил, безопасность бетонных работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в проектной и организационно-технологической документации на строительное производство:
1) определение средств механизации для приготовления, транспортирования, подачи и укладки бетона;
2) определение несущей способности, последовательности установки и порядка разборки опалубки, а также разработка ее проекта;
3) разработка мероприятий по обеспечению безопасности рабочих мест на высоте;
4) разработка мероприятий по уходу за бетоном в холодное и теплое время года.
Согласно пункту 1 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее - Правила по охране труда при работе на высоте) настоящие Правила по охране труда при работе на высоте устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.
Пунктом 2 Правил по охране труда при работе на высоте установлено, что её требования распространяются на работников и работодателей - физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названных Правил к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.
В данном случае работы, проводимые на строительной площадке объекта Промежуточной радиорелейной станции N 34 предусматривали для рабочих проведение работ на высоте до 2,4 метров. Исходя из актов расследования тяжелого несчастного случая, стропальщик Г.Д. упал в котлован с высоты 2,4 метра.
Указанные положения трудового законодательства и обстоятельства дела, свидетельствуют о не соблюдении работодателем ООО "СГК-1" государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положения ст.3.4 КоАП РФ не усматривается, поскольку в результате совершения административного правонарушения был причинён вред здоровью работника.
Назначенное административное наказание соответствует степени тяжести совершенного административного правонарушения, требованиям статьей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, отвечает целям административного наказания, назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "СГК-1" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО "СГК-1", не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "СГК-1" - оставить без изменения, жалобу представителя ООО "СГК-1" Тумашовой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.