Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонова И.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица - федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), которым
постановлено:
Жалобу представителя Федерального казённого учреждения исправительной колонии N 7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Платонова И.И. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. N 04-13/2019 от 29 мая 2019 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, - оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. N 04-13/2019 от 29 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, - оставить без изменений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонова И.И, действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее -Управление Росприроднадзора по РС(Я)) Е.А, действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
29 мая 2019 года постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. N 04-013/2019 ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
24 июня 2019 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я), обратилось в лице представителя Платонова И.И. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном статьями 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит изменить постановление и решение суда в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
В судебном заседании представитель ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонов И.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просит жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по РС(Я) Е.А. с жалобой согласился, полагает возможным снизить сумму штрафа.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя юридического лица и административного органа, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацам второму и третьему части 2 данной статьи Федерального закона запрещается:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 указанного Кодекса).
Пунктам 1 и 2 части 15 статьи 65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещаются:
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Как следует из материалов дела, в связи с публикацией 15.03.2019 г. на информационном сайте news.ykt.ru статьи о сливе грязной воды в районе исправительной колонии в селе Табага и на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по РС(Я) от 15.03.2019 г. N 189 организовано рейдовое мероприятие по осмотру и обследованию указанной местности.
В ходе рейдового мероприятия, 16 марта 2019 г. в границах города Якутска в районе поселка Табага в водоохранной зоне старицы протоки Табагинская реки Лена за ограждением режимной территории ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я), установлена лужа со специфическим запахом сточных вод, приблизительно в 50 метрах от береговой линии водного объекта размером 3х5 метра. Из лужи происходит перелив водного потока (ручей), по уклону в сторону водного объекта, в старицу протоки Табагинская реки Лена. На момент осмотра старица покрыта льдом, на ледовой поверхности визуально следов слива вод не имеется. Перелив водного потока происходит непосредственно под ледовую поверхность.
Результаты осмотра зафиксированы в акте обследования (рейда) территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N Р-07 и в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 2 от 04.04.2019.
19 марта 2019 г. определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. N 04-013/2019 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я).
Заключением эксперта ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" И.Н. N 28-19/03 от 30 апреля 2019 года по результатам сравнения показателей наличия в почве химических элементов из протоколов испытаний проб почвы с фоновыми показателями N 255/03 от 25.04.2019, N 256/03 от 25.04.2019, N 257/03 от 25.04.2019, N 258/03 от 25.04.2019, N 259/03 от 25.04.2019, 260/03 от 25.04.2019, 261/03 от 25.04.2019, 262/03 от 25.04.2019 установлено, что концентрация загрязняющих веществ по: хлориду, сульфату, нитрату, марганцу в представленных на химический анализ пробах почвы указывают на высокую степень загрязнения окружающей среды неочищенными сточными водами.
По данному факту 24 мая 2019 г. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. в отношении ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и впоследствии вынесено постановление о назначении административного наказания.
Проверив представленные материалы дела и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. N 04-13/2019 от 29 мая 2019 год, судья городского суда пришел к выводу о том, что вина ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ доказана.
Проверка материалов дела показывает, что Заключением эксперта ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" И.Н. N 28-19/03 от 30 апреля 2019 г. подлежит исключению из состава доказательств как недопустимое доказательство, поскольку получено с нарушением установленного порядка.
Материалы дела не содержат сведений о том, что эксперту ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" И.Н. разъяснялись его права и обязанности как эксперта, также административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст.17.9 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, данное заключение получено с нарушением порядка получения заключения эксперта в рамках производства по делу об административном правонарушении, установленного ст.25.9 и ст.26.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются иные доказательства по делу, в частности акт обследования (рейда) территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N Р-07 от 16 марта 2019 года, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 2 от 04.04.2019 г, протокол об административном правонарушении, фототаблица, которые получили оценку по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Однако, суд в данном случае считает, что имеются основания для изменения постановления и решения суда в части назначенного наказания.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).
С учетом характера совершенного ФКУ "Исправительная колония N7" УФСИН России по РС(Я) правонарушения и того, что учреждение является казённым, суд приходит к выводу о том, что назначенное ему административное наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению общества, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
При таком положении, с учетом конкретных обстоятельств дела размер назначенного обществу наказания подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление Якутского городского суда РС (Я) от 24 июня 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Н.Н. от 29 мая 2019 года N 04-013/2019 и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица - федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) изменить, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной статьи с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
В остальной части постановление Якутского городского суда РС (Я) от 24 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.