Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России Федченко Л.И. - Джумагуловой Е.С. на решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ в отношении главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России Федченко Л.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по Республике Алтай) от 29 марта 2019 года главный врач Федерального государственного бюджетного учреждения туберкулезный санаторий "Чемал" Федченко Л.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 23 мая 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
С вынесенным решением судьи не согласился защитник главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России Федченко Л.И. - Джумагулова Е.С, обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что Федченко Л.И. не своевременно уведомлялся о необходимости явки в УФК по РА для составления протокола и рассмотрения дела, в ходатайствах об отложении ему было отказано. Заявитель полагает, что должностным лицом неверно квалифицировано правонарушение, в совершении которого Федченко Л.И. признан виновным, поскольку была допущена ошибка в Порядке расчета цены за единицу товара, а в соответствии с действующим законодательством ответственность за подобное правонарушение предусмотрена ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ. Утверждение плана-графика не может расцениваться как правонарушение, в котором отсутствует обоснование НМЦК или не соответствует требованиям, установленным законодательством. Более того, ответственность за правонарушение в совершении которого главный врач Федченко Л.И. признан виновным несет лицо, уполномоченное и обязанное рассчитывать НМЦК. Вместе с тем, все выявленные в ходе камеральной проверки нарушения, являются единым правонарушением и подлежат квалификации как одно правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав Федченко Л.И, его защитника Джумагулову Е.С, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
Частью 1 статьи 18 Закона о контрактной системе предусмотрено, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе при формировании плана-графика обоснованию подлежит начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" (далее - Правила), предусмотрено, что план-график закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включающие обоснования начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Закона о контрактной системе, с указанием включенных в объект закупки товаров, работ, услуг, их количества и единиц измерения (при наличии).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
В силу п.п. 3, 5 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.10.2017 N 871н, цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством: применения методов, предусмотренных частями 2 - 6 и 8 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", без учета НДС и оптовой надбавки; расчета средневзвешенной цены на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета. За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены из цен, рассчитанных им с одновременным применением методов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Алтай от 08.05.2018 N123-од "О проведении камеральной проверки" в период с 08 мая 2018 года по 16 июня 2018 года отношении Федерального государственного бюджетного учреждения туберкулезный санаторий "Чемал" Министерства здравоохранения Российской Федерации проведена плановая камеральная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании закупок для обеспечения федеральных нужд за истекший период 2018 года.
По результатам проверки выявлены факты нарушения обоснования начальной (максимальной) цены контракта, включенной в План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 год, выразившиеся в том, что в План-график закупок N, утвержденный исполняющим обязанности главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Министерства здравоохранения РФ Федченко Л.И. 04.04.2018 года (версия 26), размещенный в ЕИС 05.04.2018 года, включена планируемая закупка лекарственного препарата для медицинского применения - "данные изъяты" ( N). Дата размещения закупки в плане-графике 05.04.2018 года. Метод проведения закупки - электронный аукцион. Данный препарат не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 года N 2323-р. НМЦК составила 11895,00 рублей. К извещению о проведении электронного аукциона от 16.04.2018 года N размещено приложение N 2 "Обоснование НМЦК", в п. 2.2. "Информация, предоставленная потенциальными поставщиками", представленном в табличной форме, графа "Расчетная цена за единицу товара (шт.) с учетом НДС, руб." не заполнена, по строке "Минимальное значение цены за единицу товара (шт.) с учетом НДС, рублей" проставлено значение 29.17 рублей. В пункте 2.5. Приложения N 2 "Сводная информация о минимальных значениях цен за единицу товара (штука)" принято минимальное значение цены за единицу товара (шт.) по информации, предоставленной потенциальными поставщиками 396, 50 рублей за штуку. В пункте 2.6.1. произведен расчет НМЦК, в котором принято значение цены за единицу лекарственного препарата 396,50 рублей за штуку. Таким образом, ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России, при обосновании НМЦК некорректно заполнены разделы Приложения N 2 к Извещению о проведении электронного аукциона, что привело к не подтверждению расчетных данных по НМЦК и не соблюдению требований, установленных пунктом 5 Порядка, утвержденного Приказом от 26.10.2017 года N 871н.
При обосновании НМЦК принята информация: о результатах закупок, организованных другими государственными заказчиками; потенциальных поставщиков; о результатах закупок ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России. По результатам закупок ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России принято минимальное значение за единицу товара (шт.) с учетом НДС, которое составило 426,66 рублей. Произведен расчет средневзвешенной цены, в котором цена единицы лекарственного препарата принята с учетом НДС, что не соответствует подпункту "б" пункта 3 Порядка, утвержденного Приказом от 26.10.2017 года N 871н. Для расчета НМЦК принято минимальное значение цены за единицу товара (шт.) по всем принятым к расчету источникам информации с учетом НДС. Данное значение составило 396,5 рублей с учетом НДС. Расчет цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата без учета НДС в соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Приказом от 26.10.2017 года N 871н ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России не произведен.
Также в План-график N N, утвержденный исполняющим обязанности главного врача Федерального государственного бюджетного учреждения туберкулезный санаторий "Чемал" Министерства здравоохранения Российской Федерации Федченко Л.И. от 04.04.2018 года (версия N 26), размещенный в единой информационной системе 05.04.2018 года, включена планируемая закупка лекарственного препарата для медицинского применения - "данные изъяты", ( N). Дата размещения закупки в Плане-графике 05.04.2018 года. Метод проведения закупки - электронный аукцион. Данный препарат не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 года N 2323-р. НМЦК составила 12480,00 рублей. К извещению о проведении электронного аукциона от 16.04.2018 года N размещено Приложение N 2 "Обоснование НМЦК", согласно которому при обосновании НМЦК принята информация: о результатах закупок, организованных другими государственными заказчиками; потенциальных поставщиков. Для расчета НМЦК принято минимальное значение цены за единицу товара (шт.) по всем принятым к расчету источникам информации с учетом НДС, рублей. Цена единицы лекарственного препарата составила 416,00 рублей с учетом НДС. Расчет цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата без учета НДС в соответствии с п. 3 Порядка, не произведен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления 21 марта 2019 года контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела финансово- бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Алтай в отношении должностного лица - и.о. главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
29 марта 2019 года заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай вынесено постановление по делу об административном правонарушении N7700-19-35/8-2019 о привлечении главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. к административной ответственности по части 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом - главным врачом ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N от 21 марта 2019 года, план-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 г (версия N26 от 04 апреля 2018 года); Уставом ФГБУ ТС "Чемал", согласно которого для выполнения уставных целей Учреждение имеет право в установленном порядке осуществлять размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, необходимых для осуществления деятельности Учреждения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансового обеспечения; управление Учреждением осуществляется его руководителем - главным врачом, который несет персональную ответственность за деятельность Учреждения, в том числе невыполнение задач и функций учреждения.
Принимая решение об оставлении постановления должностного лица без изменения, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, поскольку он, как главный врач Учреждения обязан организовывать работу по обоснованию начальной (максимальной) цены государственного контракта (договора).
Таким образом, в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федченко Л.И. является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о невозможности исполнения должностных полномочий по включению в план-график обоснования цены контракта. Равно как и доказательств невозможности соблюдения Федченко Л.И. требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица и решения судьи районного суда процессуальных нарушений допущено не было, оснований усомниться в достоверности содержащихся в них сведений также не имеется. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств правонарушения и доказанность вины должностного лица главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. также не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, права привлекаемого лица при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены.
Ввиду изложенного является несостоятельным, как опровергающийся материалами дела, довод жалобы об отсутствии в действиях главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
С учетом того обстоятельства, что деяние Федченко Л.И, допустившего утверждение плана-графика закупок на 2018 год с начальной (максимальной) ценой контракта, рассчитанной с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что оснований переквалификации на часть 2 статьи 7.29.3 названного Кодекса не имеется.
Вопреки доводам жалобы все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, должностным лицом и судьей установлены верно, они полностью подтверждаются исследованными доказательствами и получившими надлежащую оценку в обжалуемых актах. Вопрос о виновности главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, равно как и другие обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, выяснись должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела и жалобы.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу не свидетельствует о незаконности постановления, судебного акта, и не влечет их безусловную отмену.
Безусловные и достаточные доказательства того, что Федченко Л.И. были приняты исчерпывающие и своевременные меры, направленные на избежание нарушения законодательства о закупках при формировании и утверждении плана-графика, не представлены.
Довод о несвоевременном уведомлении о проведении процессуальных действий, отклонении ходатайств об отложении, о несвоевременном получении административного протокола, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении УФК по РА права Федченко Л.И. на защиту нахожу несостоятельным, поскольку извещения были сделаны за несколько дней до совершения процессуальных действия, заявленные ходатайства об отложении рассмотрения дела были рассмотрены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ, протокол по административному делу в связи с неявкой Федченко Л.И. для его составления был направлен почтой в соответствии с п.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах право заявителя на защиту полагаю не нарушенным.
Довод жалобы о том Федченко Л.И. не является субъектом административной ответственности, судом отклоняет как необоснованный, поскольку он является руководителем Учреждения и в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу статьи 107 Федерального закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федченко Л.И. при осуществлении своих должностных полномочий в соответствии с приказом N от 15.06.2017г. обязан: соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, устава учреждения, коллективно договора, соглашений, локальных нормативных актов; обеспечивать эффективную деятельно учреждения, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения.
Таким образом, в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерация административных правонарушениях Федченко Л.И. является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Согласно части 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Федченко Л.И. к административной ответственности послужили его действия в виде утверждения и включения в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и они охватываются диспозицией ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Указание на то, что все выявленные в ходе камеральной проверки нарушения, являются единым правонарушением и подлежат квалификации как одно правонарушение, не основано на действующем административном законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом административного органа выявлен ряд нарушений, допущенных Федченко Л.И. не в результате одного действия, а нескольких самостоятельных действий, образующих составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для применения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имелось.
Таким образом вынесение одного решения по нескольким жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, в связи с чем оснований для объединения дел об административных правонарушениях в отношении главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. в одно производство с вынесением одного решения не имелось.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Административное наказание главному врачу ФГБУ ТС "Чемал" Федченко Л.И. назначено в пределах санкции статьи.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ в отношении главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России Федченко Л.И. оставить без изменения, жалобу представителя главного врача ФГБУ ТС "Чемал" Минздрава России Федченко Л.И. - Джумагуловой Е.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.