Судья Черкесского городского суда КЧР "ФИО"4
Судья Верховного Суда КЧРН "ФИО"5
г. Черкесск
Заместитель Председателя Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Федотов Ю.В, рассмотрев жалобу и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по "адрес" Республике Нахушева Н.Ю. на вступившие в законную силу решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО "Газпром газораспределение Черкесск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по "адрес", специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора, экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по "адрес" Республике N... от 20 ноября 2018 года юридическое лицо АО "Газпром газораспределение Черкесск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Решением судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 января 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2019 года, постановление должностного лица отменено, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Черкесск" прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в порядке, предусмотренном ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель просит об отмене вступивших в законную силу судебных актов, считая их незаконными и необоснованными, полагая вывод суда о том, что постановление Росприроднадзора по "адрес" N... от 20 ноября 2018 г. вынесено за пределами установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности ошибочным и противоречащим ч. 2
ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает на то, что административное правонарушение, совершенное юридическим лицом, имеет длительный и непрекращающийся характер и является длящимся.
АО "Газпром газораспределение Черкесск", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, в установленный срок возражений на данную жалобу не представило.
Для проверки доводов жалобы, дело об административном правонарушении было истребовано и 03 июля 2019 года поступило в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, считаю, что состоявшиеся по делу судебные акты, подлежат отмене.
Так, в соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998
N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п.2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила, и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 4.1 Федерального Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3 данной статьи закона определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.
Согласно пп.1, 2 ст. 19 Федерального Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
АО "Газпром газораспределение Черкесск" эксплуатирует газораспределительные сети на территории "адрес" Республики. Эксплуатация газораспределительных сетей - это хозяйственная деятельность юридического лица, которая включает в себя следующие мероприятия: техническая эксплуатация сети газораспределения (газопотребления); техническое обслуживание сети газораспределения (газопотребления); капитальный ремонт сети газораспределения (газопотребления); текущий ремонт сети газораспределения (газопотребления); аварийное обслуживание сети газораспределения аварийно-восстановительные работы на сети газораспределения (газопотребления). При осуществлении АО "Газпром газораспределение Черкесск" указанных мероприятий и работ образуются отходы IV класса опасности: трубы стальные газопроводов, отработанные без изоляции (код по ФККО 4 69 52111514 и другие виды отходов).
Согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), в котором выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0), в составе которой выделено 5 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности (данные позиции отходов первоначально были внесены в Федеральный классификационный каталог отходов приказом Росприроднадзора от 16.08.2016 N463 "О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N445).
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росприроднадзора по "адрес" от 09.11.2018 г. N... в период с 12.11.2018 г. по 14.11.2018 г. должностными лицами Управления Росприроднадзора по "адрес" проведена проверка соблюдения юридическим лицом АО "Газпром газораспределение Черкесск" требований, установленных федеральными законами, нормативами, стандартами в области охраны окружающей среды, в том числе санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, о чем составлен акт от 14.11.2018 г.
Проведенной Управлением Росприроднадзора по "адрес" проверкой установлено, что в июле 2016 года и марте 2017 года АО "Газпром газораспределение Черкесск" на территории "адрес" в районе гипсового завода, па территории "адрес" в "адрес" на пересечении улиц "адрес" газовый участок " "данные изъяты"" и на территории "адрес" в ауле "адрес" по "адрес" газовый участок " "данные изъяты"" произведены работы по разборке (демонтажу) объекта основных средств воздушного газопровода. Отходы от отработанных стальных труб газопроводов были переданы в составе лома черных металлов ИП "ФИО"6, согласно договору от 03 апреля 2017 г. (приемо-сдаточный акт N... от 20.04.2017г.). Общий вес отработанных и переданных стальных труб от газопровода составил 4535 кг.
Однако, при выполнении указанных работ АО "Газпром газораспределение Черкесск" не были соблюдены требования по определению критериев по классу опасности демонтированных труб стальных нефте- и газопроводов отработанных, в соответствии с требованиями п.1 ст. 14 Федерального Закона N 89-ФЗ. По демонтированным трубам стальных нефте-и газопроводов, отработанных в городе "адрес", "адрес" и в ауле "адрес", не составлены паспорта отходов, отнесенных к 4 классу опасности. При этом, паспорта на отходы от труб стальных нефте-и газопроводов отработанных, должны были быть разработаны по факту их образования с обязательным отбором проб и определением компонентного состава. Биотестирование по отходам труб стальных нефте-и газопроводов отработанных не проводилось.
Таким образом, проведенной проверкой были установлены допущенные АО "Газпром газораспределение Черкесск" нарушения в области охраны окружающей среды, а именно: п.1 ст. 14, п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и положения Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 01.09.2011г. N.., о чем составлен акт N... от 14 ноября 2018 года.
По результатам проверки административным органом вынесено постановление от 20.11.2018г. N... о привлечении юридического лица АО "Газпром газораспределение Черкесск" к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу, судья Черкесского городского суда КЧР с которым согласился и судья Верховного Суда КЧР пришли к выводу об истечении срока данности привлечения АО "Газпром газораспределение Черкесск" к административной ответственности.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что административное правонарушение совершено АО "Газпром газораспределение Черкесск" в период с апреля 2016 по апрель 2017 года.
Суд же второй инстанции, посчитал началом течения срока давности привлечения к административной ответственности дату передачи АО "Газпром газораспределение Черкесск" отработанных стальных труб от демонтированных газопроводов в составе лома черных металлов ИП "ФИО"6 - 20.04.2017 г.
Однако с данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии же с п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении вышеуказанной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Объектом вменяемого АО "Газпром газораспределение Черкесск" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Таким образом, поскольку АО "Газпром газораспределение Черкесск" вменялось нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований п.1 ст. 14, п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 01.09.2011г. N721, то административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся и сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении АО "Газпром газораспределение Черкесск" дела об административном правонарушении, были выявлены в ходе проверки, проведенной в период с 12 по 14 ноября 2018 г.
Учитывая изложенное, выводы нижестоящих судов об истечении срока давности привлечения АО "Газпром газораспределение Черкесск" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за вышеуказанное правонарушение являются несостоятельными, в связи с чем, решение судьи Черкесского городского суда от 29 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда КЧР от 25 марта 2019 года нельзя признать законными и обоснованными.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно, поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Вместе с тем, в п. 2 ст. 4 Протокола N 7 (в ред. Протокола N 11) установлено, что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 Постановления от 17 июля 2002 года N 13-П (подтвержденной в Постановлении от 11 мая 2005 года N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к производству по делу об административном правонарушении, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Таким образом, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
В целях реализации данного подхода в п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращения дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и учитывая, что нижестоящими судами при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то решение судьи Черкесского городского суда от 29 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда КЧР от 25 марта 2019 года подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО "Газпром газораспределение Черкесск" - отменить.
Дело по жалобе АО "Газпром газораспределение Черкесск" на постановление государственного инспектора по "адрес", специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора, экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по "адрес" Республике N... от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО "Газпром газораспределение Черкесск" направить на новое судебное рассмотрение в Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.
Заместитель Председателя Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики п/п Ю.В.Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.