Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника государственного казённого учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Бычковой Е.В. на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного казённого учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее - ГКУ "Служба автомобильных дорог РК", учреждение),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" Бычкова Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу - прекратить. Жалоба мотивирована тем, что ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" не является производственным предприятием, необходимую дорожную деятельность осуществляют подрядные организации на основании заключаемых с ними государственных контрактов на обеспечение государственных нужд в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. ДД.ММ.ГГГГ с "данные изъяты"" заключен государственный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, согласно которому административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица, следовательно, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог РК" были предприняты все зависящие от него меры для выполнения возложенных на него задач по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым и обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта.
Законный представитель ГКУ "Служба автомобильных дорог РК", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, явку защитника не обеспечил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Дядюра Е.Ю. в судебном заседании с жалобой не согласился, просил отказать в её удовлетворении, поскольку судебное постановление является законным и обоснованным.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, допросив в качестве свидетеля Дядюру Е.Ю, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяй дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участия угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, в 15 час. 00 мин, в ходе обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги "адрес" выявлены недостатки в содержании дороги, а именно:
- "адрес" с 0 км+200 м по 0 км+550 м отсутствует стационарное электрическое освещение от электрических распределительных сетей или от автономных источников питания, в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес" с 0 км+200 м не организованный съезд с проезжей части в нарушение ОДМ ОС 28/1270 пункт 34.4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ;
- "адрес" с 0 км+500 м по 1 км+100 м слева отсутствует удерживающее металлическое дорожное ограждение в нарушение пункта 8.1 ГОСТ Р 52289-2004, пункт 4.4.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункт 6.5 ГОСТ Р 50597-2017;
- "адрес" с 1 км + 100 м слева отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступить дорогу" в нарушение пункта 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" с 1 км + 150 м слева отсутствуют сигнальные столбики на водопропускном сооружении в нарушении пункта 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" с 1 км + 300 м слева завышена обочина на 8 см в нарушение ГОСТ Р 52289-2004, нарушение зафиксировано рулеткой измерительной металлической Geobox PK 2-50 Р, рег. N36016-07, заводской номер 239, поверка прибора до 5 июля 2019 года;
- "адрес" с 1 км + 450 м отсутствует дорожный знак 6.11 "Наименование объекта р.Бельбек" в нарушение пункта 5.7.13 ГОСТ Р 52289-2004, слева отсутствует концевое сооружение металлического удерживающего устройства в нарушение пункта 8.1 ГОСТ Р 52289-2004, пункт 4.4.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункт 6.5 ГОСТ Р 50597-2017, на металлическом удерживающем дорожном ограждении отсутствуют световозвращатели в нарушение пункта 8.1.25 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" с 1 км + 500 м справа отсутствуют дорожные знаки 1.11.1(2) в нарушение пункта 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, справа неорганизованный съезд с проезжей части в нарушении ОДМ ОС 28/1270 пункта 34.4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ;
- "адрес" с 1 км + 650 м слева неорганизованный съезд с проезжей части в нарушении ОДМ ОС 28/1270 пункта 34.4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ;
- "адрес" с 1 км + 650 м отсутствует дорожный знак 2.1 "Главная дорога" пункт 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" с 2 км + 400 м по 2 км + 600 м отсутствует стационарное электрическое освещение от электрических распределительных сетей или от автономных источников питания, в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес" с 2 км + 600 м справа дорожный знак 5.19.1(2) установлен не по пункту 5.6.24 ГОСТ Р 5289-2004;
- "адрес" с 2 км + 700 м неисправно стационарное электрическое освещение, в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017;
- "адрес" с 3 км + 200 м по 3 км + 300 м справа занижена обочина на 8 см в нарушение ГОСТ Р 52289-2004, нарушение зафиксировано рулеткой измерительной металлической Geobox PK 2-50 Р, рег. N36016-07, заводской номер 239, поверка прибора до 5 июля 2019 года;
- "адрес" с 3 км + 500 м слева отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступить дорогу" в нарушение пункта 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" с 3 км + 550 м по 3 км + 600 м справа занижена обочина на 7 см в нарушение ГОСТ Р 52289-2004, нарушение зафиксировано рулеткой измерительной металлической Geobox PK 2-50 Р, рег. N36016-07, заводской номер 239, поверка прибора до 5 июля 2019 года;
- "адрес" 4 км + 300 м справа неорганизованный съезд с проезжей части в нарушении ОДМ ОС 28/1270 пункта 34.4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ;
- "адрес" 4 км + 800 м слева неорганизованный съезд с проезжей части в нарушении ОДМ ОС 28/1270 пункта 34.4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ;
- "адрес" 5 км + 000 м слева отсутствует знак 5.24.1"Конец населённого пункта с. Залесное" в нарушение пункта 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" с 5 км + 200 м по 5 км + 300 м отсутствует стационарное электрическое освещение от электрических распределительных сетей или от автономных источников питания, в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес" с 5 км + 500 м по 5 км + 600 м неисправно стационарное электрическое освещение, в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017;
- "адрес" с 5 км + 000 м по 6 км + 000 м отсутствует дорожная разметка в нарушение пункта 6.3 ГОСТ Р 50597-2017;
- "адрес" 5 км + 600 м отсутствуют дорожные знаки 5.19.1(2) установлен не по пункту 5.6.24 ГОСТ Р 5289-2004;
- "адрес" с 5 км + 800 м по 6 км + 100 м отсутствует стационарное электрическое освещение от электрических распределительных сетей или от автономных источников питания, в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес" 6 км + 200 м отсутствуют сигналльные столбики на водопропускном сооружении в нарушении пункта 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- "адрес" 6 км + 200 м неисправно стационарное электрическое освещение, в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017;
- "адрес" с 6 км + 300 м по 6 км + 500 м отсутствует стационарное электрическое освещение от электрических распределительных сетей или от автономных источников питания, в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007;
- "адрес" с 7 км + 100 м по 7 км + 350 м справа занижена обочина на 8 см в нарушение ГОСТ Р 52289-2004, нарушение зафиксировано рулеткой измерительной металлической Geobox PK 2-50 Р, рег. N36016-07, заводской номер 239, поверка прибора до 5 июля 2019 года;
- "адрес" с 7 км + 970 м по 8 км + 000 м справа занижена обочина на 9 см в нарушение ГОСТ Р 52289-2004, нарушение зафиксировано рулеткой измерительной металлической Geobox PK 2-50 Р, рег. N36016-07, заводской номер 239, поверка прибора до 5 июля 2019 года;
- а "адрес" с 8 км + 200 м по 8 км + 500 м на металлическом удерживающем дорожном ограждении отсутствуют световозвращатели в нарушение пункта 8.1.25 ГОСТ Р 52289-2004;
- - "адрес" 8 км + 600 м деформация металлического удерживающего дорожного устройства в нарушении пункта 6.5 ГОСТ Р 50597-2017;
- "адрес" 9 км + 800 м слева неорганизованный съезд с проезжей части в нарушении ОДМ ОС 28/1270 пункта 34.4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Указанные обстоятельства отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ N
В связи с выявленными недостатками в содержании дорог 16 декабря 2018 года старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Бахчисарайскому району вынесено определение о возбуждении дела об административном производстве и о проведении административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Бахчисарайскому району Дядюра Е.Ю. в отношении ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", актом выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ N, рапортом сотрудника ДН ОГИБДД УМВД России по Бахчисарайскому району, фотоматериалами, схемой организации дорожного движения, а также иными доказательствами оснований не доверять которым не имеется.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку последнее не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, а также принимало все зависящие от него меры для исполнения своих обязанностей состоятельными признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно), государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственный органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 N 1462-р путем преобразования государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым" учреждено ГКУ "Служба автомобильных дорог РК", целями которого является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности; обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог; организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения; целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых для финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
Предметом деятельности ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым.
Тот факт, что во исполнение возложенных на ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения ДД.ММ.ГГГГ с "данные изъяты" был заключен государственный контракт N на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, не может служить основанием для освобождения ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания указанных дорог, а невыполнение или ненадлежащее выполнение ГУП РК "Крымавтодор" своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" имело возможность осуществлять надлежащий контроль за выполнением сторонней организацией договорных обязательств по своевременному выполнению возложенных на нее обязанностей.
Таким образом, судья районного суда обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября "данные изъяты" N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ свидетельствует о том, что ГКУ "Служба автомобильных дорог РК", будучи лицом, ответственным за состояние дорог, является надлежащим субъектом административного правонарушения и подлежит административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная квалификация является верной.
Постановление о привлечении ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Наказание ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, признавая ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" виновным в совершении административного правонарушения судья районного суда указал на наличие ряда нарушений, которые материалами дела и исследованными доказательствами не были подтверждены.
Так, из объёма нарушений, вмененных учреждению, подлежат исключению: "адрес" с 1 км + 500 м справа отсутствуют дорожные знаки 1.11.1(2) в нарушение пункта 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004; "адрес" с 1 км + 450 м отсутствует дорожный знак 6.11 "Наименование объекта р.Бельбек" в нарушение пункта 5.7.13 ГОСТ Р 52289-2004, поскольку согласно представленной схеме организации дорожного движения указанные дорожные знаки отсутствуют.
В связи с изложенным выводы о наличии в действиях ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" вышеприведенных нарушений подлежат исключению из мотивировочной части постановления судьи районного суда без изменения состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного казённого учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" оставить без изменения, жалобу защитника государственного казённого учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Бычковой Е.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.