Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым заместителя главного государственного инспектора Республики Крым Славгородской О.А. на постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2019 года по делу N 5-3/2019,
установил:
Пустановлением Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2019 года прекращено производство по делу в отношении ООО "Сатурн" на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Крым заместитель главного государственного инспектора Республики Крым ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении постановления судом допущено нарушение норм материального права, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности общества в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, 4 октября 2018 года в ходе проведения рейдового осмотра, в соответствии с рейдовым заданием на проведение обследования, выданным заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителем Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородской О.А. N-Д от 4 октября 2018 года, выявлен и зафиксирован факт того, что на земельном участке расположенном вблизи "адрес" "адрес" (географические координаты "данные изъяты"), ведется разработка месторождения. Проведены вскрышные работы по удалению почвенно-растительного слоя, вскрышных пород специализированной техникой. На момент проведения обследования 04.10.2018 года установлено, что в процессе разработки месторождения осуществлялись погрузочно-разгрузочные работы, которые сопровождались выделением пыли.
Согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, погрузочно - разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов, являются неорганизованными источниками выбросов. Неорганизованные источники выбросов (источники с неорганизованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа, в том числе в результате нарушения герметичности оборудования (неплотности оборудования), отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по удалению (сбору) газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.
При визуальном обследовании территории вышеуказанного земельного участка зафиксирован факт наличия и использования стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: площадка для песка, стоянка грузового транспорта. Так же, на земельном участке расположен вагончик бытового помещения для работников, рядом с которым находились генератор бензиновый (ГБ-6500, марки Безон) и генератор дизельный (ТСС АД-10С-230-1РКМ11), которые на момент проведения рейдового обследования эксплуатировались.
По информации, полученной в ходе проведения рейдового обследования, а также имеющейся в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, хозяйственную деятельность на земельном участке расположенном вблизи "адрес" Республики Крым (географические координаты "данные изъяты"), согласно лицензии на пользование недрами СИМ 51230 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ до "данные изъяты", осуществляет ООО "Сатурн".
19.11.2018 года консультантом отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления реагирования департамента государственного экологического надзора - государственный инспектор Республики Крым Сидорченко И.В. в отношении ООО "Сатурн" за нарушение статей 12, 14, 22, 23, 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", составлен протокол об административном правонарушении N
по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозицией ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективная сторона данного правонарушения включает в себя совокупность следующих факторов:
наличие у хозяйствующего субъекта стационарного источника (источников) выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, являющегося источником воздействия на окружающую среду, требующего получения специального разрешения;
выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ или иное вредное воздействие на него;
отсутствие специального разрешения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.
Закон N96-ФЗ установилправовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Ст.1 Закона N96-ФЗ определяет, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
В свою очередь, под вредом окружающей среде Федеральный закон от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимает негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст.1).
Под загрязняющим веществом в соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды" понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона N96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно п.1 ст. 30 Закона N96-ФЗ, юридические лица имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Судом первой инстанции, верно установлено, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие факта выброса вредных (загрязняющих) веществ ООО в атмосферный воздух без специального разрешения.
Исходя из положений ст.14 Закона N96-ФЗ и Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 N 288, п.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404, административному органу помимо факта выброса, необходимо также подтвердить, обстоятельства того, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, поскольку необходимо подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Однако, как усматривается, в протоколе об административном правонарушении "данные изъяты" от 19 ноября 2018 года не отражены сведения о количестве и концентрации вредных веществ, выбрасываемых ООО "Сатурн" в воздух, а также нормативы содержащихся этих веществ в атмосферном воздухе и документально не установлен факт их превышения непосредственно хозяйствующим субъектом.
При указанных обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения ООО "Сатурн" не установлен, и что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в процессе хозяйственной деятельности общества в любом случае осуществляются выбросы веществ в атмосферный воздух, оказывающие вредные воздействия, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку в протоколе об административном правонарушении, как и в акте рейдового осмотра сведения о количестве и концентрации вредных веществ выбрасываемых обществом не отражены.
Утверждение апеллянта о том, что наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным, если лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности используются источники выбросов вредных веществ, не может указывать на наличие в действиях ООО "Сатурн" состава административного правонарушения, поскольку факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанцией не установлен.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают правильность выводов судьи районного суда и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта, поскольку направлены на иное толкование по существу правильных выводов суда.
Согласно ч. 1,4 ст. 4.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2019 года является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым заместителя главного государственного инспектора Республики Крым Славгородской О.А. на постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2019 года по делу N 5-3/2019 - оставить без удовлетворения.
Постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, за N 5-3/2019 в отношении ООО "Сатурн" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья "данные изъяты" Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.