Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.В,
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционные жалобы Управления труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым, Министерства обороны Российской Федерации на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года по исковому заявлению Олизаровича Сергея Геннадьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым, Министерству обороны Российской Федерации об установлении факта получения военной травмы при исполнении обязанности военной службы, понуждении произвести перерасчет и выплату надбавки,
УСТАНОВИЛА:
Олизарович С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым об установлении причинно - следственной связи заболевания, полученного им в августе 1981 года при исполнении обязанностей воинской службы с 26 июня 1981 года по 24 февраля 1982 года в войсковой части полевая почта 83260 на территории Демократической Республики Афганистан с формулировкой "военная травма", возложении на Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым обязанности произвести ему выплаты согласно Федеральному закону N 306-ФЗ от 17 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное) обязанности произвести перерасчет пенсии в соответствии с положениями Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Требования мотивированы тем, что в период с 26 июля 1981 года по 24 февраля 1982 года он проходил срочную военную службу в войсковой части полевая почта 83260 на территории Республики Афганистан, в августе 1981 года, участвуя в боевых действиях на территории Республики Афганистан он получил осколочное ранение в лицо, левую кисть, одновременно был контужен, в ноябре 1981 года получил касательное пулевое ранение в левую голень, однако документального подтверждения данных фактов у него не сохранилось. По результатам проведенных медицинских освидетельствований, в частности из заключения специалиста N 10 от 05 мая 2017 года, следует, что выявленные у него при очном обследовании признаки энцефалопатии в виде астено - невротического синдрома, стойкие цефалгические и вестибуло - атаксические синдромы с выраженным нарушением функции ходьбы в наиболее вероятной степени являются следствием черепно-мозговой травмы, динамика данных признаков в процессе жизни и в процессе неоднократных стационарных и амбулаторных лечений находятся в причинной связи с имеющимися рубцами и инородными телами, то есть в причинной связи с осколочно-пулевыми ранениями, то есть являются следствием последних. Указывает, что в 2018 году обратился в Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым по вопросу выплаты ему ежемесячного пособия в связи с возмещением вреда здоровью, полученному при прохождении военной службы в Республике Афганистан, однако ему было отказано по причине отсутствия справки о ранении и рекомендовано обратиться в суд для установления факта получения ранения или заболевания, связанного с исполнением обязанностей при прохождении воинской службы.
Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 16 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года, с учетом определения Черноморского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года об исправлении описок, исковые требования Олизаровича Сергея Геннадьевича удовлетворены, установлен факт получения Олизаровичем Сергеем Геннадьевичем военной травмы в период прохождения воинской службы с 26 июля 1981 года по 24 февраля 1982 года в войсковой части полевая почта 83260 на территории Демократической Республики Афганистан при выполнении боевой операции, на Управление труда и соцзащиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым возложена обязанность произвести выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 2011 года N 306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 30 июня 2017 года, на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе возложена обязанность осуществить перерасчет пенсии с 30 июня 2017 года.
Не согласившись с указанным решением суда Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое, которым в удовлетворении исковых требований Олизаровичу С.Г. отказать. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что согласно Правилам выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель должен предоставить пакет документов, в который входит копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы, однако согласно представленным Олизаровичем С.Г. справкам МСЭК МСЭ-2015 от 30 июня 2017 года и 01 июля 2018 года в графе причина инвалидности указано общее заболевание, а не "военная травма", ввиду чего не представляется возможным произвести перерасчет выплат.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Министерство обороны Российской Федерации, также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое, которым в удовлетворении исковых требований Олизаровича С.Г. отказать в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы министерства мотивированы тем, что вопрос об установлении причинно - следственной связи полученных увечий (ранений, травм) на службе в армии решается при освидетельствовании их в ВВК военного комиссариата с участием судебно - медицинского эксперта, после получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм) федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности, ввиду чего установление факта получения лицом военной травмы не входит в компетенцию суда, требование о возложении обязанности на Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым производить ежемесячные выплаты не подлежат удовлетворению, поскольку ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" вступил в законную силу с 01 января 2012 года и не распространяет свое действие на события, произошедшие до 2012 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Министерства обороны Российской Федерации, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя Управления труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым Борисенко Г.Н, поддержавшую апелляционные жалобы, представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе (межрайонное) Нижевскую В.С, также поддержавшую доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что с 26 июля 1981 года по 24 февраля 1982 года рядовой Олизарович С.Г. проходил службу в войсковой части полевая почта 83260, указанное подтверждается справкой командира военной части полевая почта 83260 N 38 от 12 января 1984 года, военным билетом серии НО N 3260374, справкой Отдела военного комиссариата Республики Крым по Черноморскому и Раздольненским районам N 305 от 23 сентября 2016 года.
Из ответа начальника отдела Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 03 сентября 2014 года усматривается, что Олизарович С.Г. проходил службу в войсковой части полевая почта 83260 с 26 июля 1981 года (приказ N 217) по 24 февраля 1982 года (приказ N 76), в должности разветчика-радиотелеграфиста, в воинском звании "рядовой", личный состав войсковой части полевая почта 83260 принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
В соответствии с удостоверением серии БК N 0389895, выданным Министерством обороны Российской Федерации 1 декабря 2014 года Олизарович С.Г. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
Основанием для обращения Олизаровича С.Г. в суд с настоящим иском явилось то, что в период прохождения службы в войсковой части полевая почта 83260, и участвуя в боевых действиях в Республике Афганистан он получил ранения, которые повлекли вред его здоровью и инвалидность.
Разрешая спор, проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что причинная связь заболевания Олизарович С.Г. с военной травмой установлена в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия необходимым согласиться с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства.
Как установлено материалами дела согласно справке МСЭК серии МСЭ-2015 N 0208314 от 30.06.2017 года Олизарович С.Г. является инвалидом 3 группы общего заболевания.
В соответствии с удостоверением серии БК N 0389895, выданным Министерством обороны Российской Федерации 1 декабря 2014 года Олизарович С.Г. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
В силу положений пункта 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на производственном объединении "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
Согласно пункту 7 Постановления Минтруда Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее Разъяснения) причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации2).
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
При этом в пункте 8 данных Разъяснений указано, что причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Согласно справкам МСЭК серии МСЭ-2015 N 0208314 от 30 июня 2017 года и N 0225565 от 01 июля 2018 года Олизарович С.Г. является инвалидом 3 группы, причиной инвалидности указано "Общее заболевание".
В материалах личного дела Олизаровича С.Г. N 901092, представленного Управлением труда и соцзащиты имеются сведения, что Олизарович С.Г. является участником боевых действий, в связи с чем, ему назначена выплата в соответствии с Постановлением Совоета Министров Республики Крым от 30.03.2015 года N 141 "Об утверждении Порядка денежной выплаты ветеранам войны и жертвам нацистских преследований".
Из ответа Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации усматривается, что Олизарович С.Г. проходил службу в войсковой части полевая почта 83260 с 26.07.1981 года (приказ N 217) по 24.02.1982 года (приказ N 76) в должности разведчика-радиотелеграфиста в воинском звании "рядовой". Книги учета рядового и сержантского состава указанной войсковой части призыва 1981 года в архив не поступали. Личный состав указанной войсковой части принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан с 28.12.1979 года по 15.02.1989 года.
Факт прохождения Олизаровичем С.Г. военной службы в указанный период в Республике Афганистан подтверждается военным билетом серии НО N 3260374 от 28.03.1981 года (л.д. 11-12).
Из информации командира войсковой части полевая почта 83260 N 38 от 10.01.1984 года следует, что рядовой Олизарович С.Г. проходил службу в войсковой части полевая почта 83260 с 26.07.1981 года по 24.02.1982 года и имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года N 59-27.
Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан и их семьям" и Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года N 989 "О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей" предусматривается право военнослужащих в случае причинения вреда здоровью на получение единовременных выплат и социальных гарантий и льгот.
При переходе Республики Крым в состав Российской Федерации, ранее представленные Олизарович С.Г. льготы сохранены Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30.03.2015 года N 141 "Об утверждении Порядка денежной выплаты ветеранам войны и жертвам нацистских преследований".
Из справки Филиала Центрального архива военно-медицинских документов архивной N6\3\1-909 от 07.10.2015 года следует, что Олизарович С.Г. находился на излечении в военном госпитале Фергане с09.01.1982 года по 05.02.1982 года по поводу инфекционного гепатита острожелтушной формы легкой степени, затем переведен в центр выздоровления п.Азадбаш.
Вместе с тем, согласно акту судебно - медицинского освидетельствования ГБУЗ РК "Крымское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" N 2635 от 23 сентября 2016 года у Олизарович С.Г. обнаружены окрепшие рубцы в области лица, левой кисти, которые могли образоваться на месте заживления осколочных ранений, а также окрепший рубец в области левой голени, который мог образоваться на месте заживления огнестрельного пулевого ранения - полученных свыше 1,5 лет до момента освидетельствования, не исключено в период боевых действий в Афганистане в 1981 году.
Согласно заключению специалиста N 10 Филиала N 2 федерального государственного казенного учреждения "111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз" от 05 мая 2017 года, направленному в адрес военного комиссариата Черноморского района Республики Крым, комиссия специалистов установила, что при проведении очного судебно-медицинского обследования у Олизаровича С.Г. обнаружены рубцы в области надпереносья с переходом на спинку носа, на ладонной поверхности левой кисти на участке от возвышения II-го пальца в проекции II-го пястно-фалангового сустава до возвышения I-го пальца левой кисти, на внутренней поверхности основной фаланги III-го пальца левой кисти и на передне-внутренней поверхности верхней трети левой голени, ввиду чего специалисты учитывая выявленные морфологические признаки данных рубцов, а именно их форма, состояние краев и концов, свойства (плотноватые и мягкие, подвижные, не спаянные с подлежащими мягкими тканями), пришли к выводу, что давность образования рубцов у Олизаровича С.Г. составляет от 1,5 лет и выше. При проведении очного судебно-медицинского и клинического обследования, у Олизаровича С.Г. выявлены признаки энцефалопатии смешанного генеза (посттравматического, дисциркуляторного) в виде астено - невротического синдрома, стойких цефалгического и вестибуло - атаксического синдромов с выраженным нарушением функции ходьбы. При исследовании предоставленных снимков (рентгенографических и компьютерных томографических) было выявлено наличие инородных тел металлической плотности в проекции верхних стенок верхнечелюстных пазух, головки IV-ой пястной кости, III-го пястно-фалангового сустава, средней трети верхней (первой, основной фаланги) II-го пальца и нижней трети средней фаланги III-го пальца.
По результатам исследования предоставленных медицинских и иных документов, в том числе рентгенограмм и томограмм, а также по результатам очного судебно-медицинского исследования специалистами было выявлено соответствие имеющихся у Олизаровича С.Г. рубцов с локализацией инородных тел металлической плотности, а именно: рубец в области надпереносья с переходом на спинку носа соответствует локализации инородного тела в проекции верхних стенок верхнечелюстных пазух; рубцы на ладонной поверхности левой кисти на участке от возвышения II-го пальца в проекции П-го пястно-фалангового сустава до возвышения 1-го пальца левой кисти, на внутренней поверхности основной фаланги III-го пальца левой кисти пространственно соответствуют локализации инородных тел в проекции головки 1У-ой пястной кости, III-го пястно-фалангового сустава, средней трети верхней (первой, основной фаланги) II-го пальца и нижней трети средней фаланги III-го пальца.
Специалисты указывают, что установленная давность образования рубцов (от 1,5 лет и выше) в сочетании с установленным соответствием локализации рубцов и инородных тел указывают на то, что выявленные при очном судебно-медицинском обследовании рубцы и выявленные на рентгенограммах инородные тела в наиболее вероятной степени образовались в период участия Олизаровича С.Г. в боевых действиях при получении последним осколочно-пулевых ранений.
Специалисты пришли к выводу, что выявленные при очном обследовании Олизаровича С.Г. признаки энцефалопатии в виде астено-невротического синдрома, стойких цефалгического и вестибуло-атаксического синдромов с выраженным нарушением функции ходьбы в наиболее вероятной степени являются следствием черепно-мозговой травмы, динамика данных признаков в процессе жизни Олизаровича С.Г. и в процессе неоднократных стационарных и амбулаторных лечений находятся в причинной связи с имеющимися рубцами и инородными телами, то есть в причинной связи с бывшими у Олизаровича С.Г. в период участия последнего в боевых действиях осколочно-пулевыми ранениями, то есть являются следствием последних.
Статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" предусматривается, что в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза.
Положение о военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено новое Положение о военно-врачебной экспертизе, введенное в действие с 1 января 2014 года.
Пунктом 2 Положения устанавливается, что для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, если они отвечают следующим условиям:
наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе;
наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Согласно пункту 3 Положения на военно-врачебную комиссию возлагаются, в том числе:
определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт "г").
Согласно п. 93 Положения характер и давность имеющихся явных телесных повреждений устанавливаются судебно-медицинским экспертом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 94 указанного Положения установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" и "военная травма". Данный перечень является исчерпывающим.
При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Как следует из статьи 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13.03.1992) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Следует также отметить, что нормативные акты Российской Федерации, в частности Правилами признания лица инвалидом, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", не содержат запрета на предоставление доказательств в подтверждение причины инвалидности, выданными иностранными государствами.
Таким образом, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, пояснений сторон, свидетелей и результатов экспертных заключений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о причинно-следственной связи заболевания имеющегося у Олизаровича С.Г, и явившегося основанием его инвалидности с "военной травмой".
Что же касается требований истца о возложении на Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым обязанности произвести выплаты в соответствии с ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе обязанности осуществить перерасчет пенсии судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (часть 1 статьи 7 этого федерального закона).
Предметом регулирования Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).
Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим нашло свое отражение в статье 3 названного закона.
Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей - инвалиду I группы; 2) 7000 рублей - инвалиду II группы; 3) 2800 рублей - инвалиду III группы.
Единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 названной статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 15 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", закрепляющий основания и условия пенсионного обеспечения указанных в нем лиц, предусматривает для тех из них, кто стал инвалидом вследствие военной травмы, увеличение размера пенсии за выслугу лет (инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии), которое определяется исходя из расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (3626 руб. 71 коп. - в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ), и подлежит пересмотру одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (пункт "а" статьи 16, часть 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П положения части 15 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ признаны неконституционными в той мере, в какой содержащееся в ней законоположение - по смыслу, придаваемому ему в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - служит основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 данной статьи, тем гражданам, которые получили военную травму в период прохождения военной службы по призыву и после увольнения с военной службы до установления инвалидности вследствие военной травмы проходили службу в органах внутренних дел, в связи с чем получают пенсию за выслугу лет, выплачиваемую с учетом увеличения, предусмотренного пунктом "а" статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Конституционным Судом Российской Федерации в этом же постановлении было указано, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в данном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на обеспечение выплаты названным выше лицам ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.
Из приведенных нормативных положений следует, что возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, осуществляется в рамках специального публично-правового механизма, включающего в себя как выплату ежемесячной денежной компенсации, так и специальное пенсионное обеспечение. При этом одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, является увеличение размера пенсии за выслугу лет для инвалидов вследствие военной травмы, в том числе для инвалидов III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии. Нормы статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в редакции, действовавшей до 20 марта 2015 г, не предусматривали выплату ежемесячной денежной компенсации лицам, получавшим пенсию за выслугу лет с учетом увеличения, установленного пунктом "а" статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Внесение изменений в правовое регулирование выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, было осуществлено Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 31-ФЗ, вступившим в силу с 20 марта 2015 г. В дополнительно введенной этим федеральным законом части 14.1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ установлено, что ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 13 данной статьи, выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изменения в правовое регулирование, направленные на обеспечение выплаты предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ ежемесячной денежной компенсации при установлении военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы, проходившим службу, в том числе в органах внутренних дел, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом "а" статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (к категории которых относится Викторенков Н.А.), были введены в действие с 20 марта 2015 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (далее - Правила).
Исходя из положений пункта 10 Правил ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, установленная частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил. В силу пункта 4 Правил эта компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер.
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная денежная компенсация в счет возмещение вреда, причиненного здоровью выплачивается гражданину при установлении ему инвалидности вследствие военной травмы.
Поскольку при обращении в административный орган, у Олизаровича С.Г. отсутствовали подтверждения причинно-следственной связи инвалидности с "военной травмой", и данные обстоятельства установлены лишь решением суда, то право у последнего возникло с момента вынесения решения, установившего данные обстоятельства, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации, о том, что примененный судом закон не распространяется на Олизарович С.Г, поскольку принят позже, противоречит нормам материального права, которые изложены в решении суда и подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией.
Кроме того, доводы апелляционных жалоб ответчиков, повторяют их правовую позицию изложенную в возражениях на исковое заявление, в связи с чем являлись предметом суда первой инстанции, оснований переоценивать которые у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года изменить в части даты перерасчета пенсии.
Возложить на Управление труда и соцзащиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым обязанность произвести выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 2011 года N 306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 31 января 2019 года.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе обязанность осуществить перерасчет пенсии с 31 января 2019 года.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.