Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Хмарук Н.С,
судей:
Аврамиди Т.С,Рошка М.В,
при секретаре:
Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Новикова Юрия Николаевича к Администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым, главе Администра-ции города Щелкино Ленинского района Республики Крым Загребельскому Владимиру Владимировичу, третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о возложении обязанности привести в соответствие договор аренды земельного участка, понуждении заключить новый договор аренды земельного участка
по апелляционной жалобе представителей истца - Козыренцева Дмитрия Юрьевича, Шумских Григория Владимировича
на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года,
установила:
Истец через своего представителя обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ответчикам о возложении обязанности привести в соответствие договор аренды земельного участка, понуждении заключить новый договор аренды земельного участка. Свои требования истец мотивирует тем, что 05 декабря 2016 года между ним и Администрацией города Щелкино Ленинского района Республики Крым был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес""), площадью 27 кв. м. Фактически данный земельный участок находится в аренде у истца с 2002 года, на нем истцом был возведен временный объект - торговый павильон " "данные изъяты"". При этом, при перезаключении договора аренды, в п. 5.2 Договора ответчиками был неверно указан срок его действия - до 22.01.2018 года, в то время как на самом деле данный договор аренды истекает 06.05.2019 года. Кроме того, 01 ноября 2017 года истец обратился в Администрацию города Щелкино Ленинского района Республики Крым для продления договора аренды, однако в этом ему было отказано. Считает отказ в продлении ему договора аренды земельного участка неправомерным, в связи с чем, за защитой своих прав истец обратился в суд.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представители истца по доверенности Козыренцев Д.Ю, Шумских Г.В. оспаривают законность и обоснованность решения, просят его отменить, постановить новое об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считают, что поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что 30 октября 2018 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым нежилое здание, общей площадью 24,9 кв.м. поставлено на кадастровый учет, суд необоснованно указал в решении на не представление доказательств в подтверждение того, что на испрашиваемом земельном участке размещено какое-либо здание, сооружение, собственником которого является истец.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.
Заслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 (далее - закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов был подписан 18 марта 2014 года, таким образом, именно с указанной даты на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулиро-вания в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Щелкинского городского совета Ленинского района АРК от 29.05.2001 года ЧП Новикову Ю.Н. было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка площадью 27 кв. м, расположенного в "адрес" (центр), для установления и обслуживания торгового павильона по схеме дислокации временных объектов торговли на условиях аренды (л.д. 88). Во исполнение данного решения Новиковым Ю.Н. был разработан проект отвода земельного участка под размещение торгового павильона, получены все необходимые согласования и заключения. Согласно паспорта временного объекта торговли, размещенный ФИО3 на предоставленном ему земельном участке объект, является временным торговым павильоном.
Решением Щелкинского городского совета Ленинского района АРК от 20.03.2002 года был утвержден составленный Новиковым Ю.Н. проект отвода земельного участка площадью 27 кв. м, расположенного в "адрес", для установки и обслуживания временного торгового павильона, и передан указанный земельный участок ему в аренду сроком на 5 лет, т.е. до 20 марта 2007 года.
05 апреля 2002 года между Щелкинским городским советом Ленинского района Республики Крым (арендодателем) и СПД Новиковым Ю.Н. (аренда-тором) был заключен договор аренды земельного участка N, согласно которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок несельскохозяйственного назначения общей площадью 27 кв. м для размещения на нем временного торгового павильона, расположенный между "адрес". Данный договор был заключен на срок до 20 марта 2007 года и надлежащим образом зарегистрирован 08 апреля 2002 года. Согласно условий Договора, он вступил в силу с момента его государственной регистрации (л.д. 44-46).
Решением Щелкинского городского совета Ленинского района АРК N 63 от 27 марта 2007 года было постановлено считать возобновленным договор аренды земельного участка N от 05.04.2002 года и указано на необходимость его приведения в соответствие с действующим законода-тельством (л.д. 57).
24 декабря 2007 года между Щелкинским городским советом Ленинского района Республики Крым (арендодателем) и ФЛП Новиковым Ю.Н. (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N, согласно которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок несельскохозяйственного назначения общей площадью 27 кв. м, расположенный в "адрес"); на земельном участке размещен временный объект торговли - павильон " "данные изъяты"". Данный договор был заключен на срок 3 года и надлежащим образом зарегистрирован 22 января 2008 года. Согласно условий Договора, земельный участок был передан в аренду под временным торговым киоском, на земельном участке запрещается самовольное строительство. Договор вступает в силу после подписания сторонами и его государственной регистрации (л.д. 47-54).
Решением Щелкинского городского совета Ленинского района АРК N5 от 10 апреля 2009 года было постановлено внести изменения в п. 7 Договора аренды земли от 24.12.2007 года относительно срока аренды, заменив слова "3 года" словами "10 лет" (л.д. 56).
06 мая 2009 года между Щелкинским городским советом Ленинского района Республики Крым (арендодателем) и ФЛП Новиковым Ю.Н. (арендатором) было заключено Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N, согласно которого стороны изложили п. 7 Договора аренды в новой редакции, указав о том, что Договор заключен на 10 лет; по завершению срока договора арендатор имеет преимущественное право на его возобновление. Данный договор был надлежащим образом зарегистрирован 02 октября 2009 года. Дополнительное соглашение к Договору вступает в силу после подписания сторонами и его государственной регистрации (л.д. 58-59).
Из п. 40 договора аренды земельного участка N от 24 декабря 2007 года усматривается, что договор вступает в силу после подписания сторонами и его государственной регистрации.
С учетом изменений, внесенных Дополнительным соглашением от 06 мая 2009 года к Договору, срок действия Договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ составил 10 лет - с 22 января 2008 года (дата его государственной регистрации) по 22 января 2018 года.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке, земельному участку площадью 27 +/- 2 кв. м, расположенному по адресу: "адрес" был присвоен кадастровый N.
05 декабря 2016 года между Администрацией города Щелкино Ленинского района Республики Крым (арендодателем) и Новиковым Ю.Н. (арендатором) в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки", пп. 14-16 ст. 3 Закона Республики Крым N 38 от 31.07.2014 года был заключен договор аренды земельного участка, согласно которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым N, находящийся по адресу: РФ, "адрес" (у ДК "Арабат"), общей площадью 27 км.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины; на земельном участке расположен временный объект торговли - павильон "Гурман". Пунктом 2.1 Договора аренды земельного участка установлен размер арендной платы. Согласно п. 5.2 Договора аренды земельного участка срок действия данного договора установлен до 22 января 2018 года. Также в соответствии с п. 3.3.3 Договора аренды земельного участка по истечении срока действия Договора арендатор имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направлен-ному арендодателю не позднее чем за три месяца до истечения срока действия Договора. Данный договор аренды 03.05.2017 года был зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистра-ции и кадастру Республики Крым, и, согласно его условий, вступил в силу и стал обязателен для сторон со дня его государственной регистрации (л.д. 38-43).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности приведения в соответствие договора аренды земельного участка, поскольку договор аренды земельного участка от 5 декабря 2016 года был заключен в соответствии с действующим законодательством и ранее действовавшим договором аренды земельного участка N от 24 декабря 2007 года.
Обращаясь в суд с иском, Новиков Ю.Н. указывал, что 01 ноября 2017 года, а также 08 ноября 2017 года на основании п. 3.3.3 Договора аренды земельного участка от 05.12.2016 года он обращался в Администрацию города Щелкино Ленинского района Республики Крым с просьбой о заключении с ним нового договора аренды земельного участка на тех же условиях на новый срок либо о продлении действующего договора аренды земли (л.д. 61, 62).
Письмом Администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым N1061/02-14ф от 07.12.2017 года истцу было сообщено, что в соответствии с действующим законодательством с истцом может быть заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта (НТО), для чего истцу необходимо обратиться в Администрацию города Щелкино Ленинского района Республики Крым с соответствующим заявлением (л.д. 63).
29 декабря 2017 года истец повторно обратился в Администрацию города Щелкино Ленинского района Республики Крым с предложением о продлении действия ранее заключенного договора аренды земельного участка от 05.12.2016 года или заключения нового договора аренды на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ с приложением проекта Дополнительного соглашения к договору аренды земли от 05.12.2016 года (л.д. 64-65).
Согласно п. 1 ст. 39.6. ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 9 п. 2 ст. 39.6. ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение в собственность земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не предоставил правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на расположенное на данном земельном участке строение.
Согласно технических паспортов БТИ, составленных на принадлежащий истцу временный торговый объект, по состоянию на 23.08.2013 года и 25.06.2018 года, данный торговый объект 2002 г, именуется как "нежилое здание магазина", имеющее железобетонный фундамент, стены - шлаковата, ДВП, обшиты металлом, крыша - металлическая, перекрытия - металли-ческие; общая площадь объекта составляет 24,9 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на спорном участке находится капитальное строение - нежилое здание, общей площадью 24, 9 кв.м, которое поставлено на кадастровый учет, не заслуживает внимания, поскольку доказательств подтверждающих, что у Новкова Ю.Н. возникло права собственности на указанный объект не представлено, а постановка на кадастровый учет строения, таким доказательством не является.
В нарушение ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ, истцом не представлено допустимых доказательств, в подтверждение своих требований.
Из всех представленных истцом документов следует, что ему давалось разрешение, согласовывалось размещение, а также передавался в аренду земельный участок именно для размещения временного объекта торговли.
В силу пункт 3 статьи 34 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка должна быть определена цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационар-ных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарные торговые объекты определены как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Соответственно, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьями 28, 31, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьей 6 Закона Республики Крым от 5 мая 2015 года N 92-ЗРК/2015 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым", 23.08.2016, Советом министров Республики Крым, было принято Постановление N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" (далее - Порядок N 402).
Пунктом 1 раздела 2 вышеуказанного Порядка, определено, что размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - соответственно государственная и муниципальная собственность), осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Решением N 7 от 23 апреля 2015 года Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым принято решение "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории городского поселения Щелкино, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципаль-ной собственности".
В свою очередь, решением Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым 44 сессии 1 созыва N 15 от 16 февраля 2017 года утверждены основные требования к размещению нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелкино.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Соответственно, следует признать факт того, что положения пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, в данном случае не налагают на уполномочен-ные органы соответствующую обязанность, включать имеющиеся неста-ционарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантируют право их пользователям на осуществление деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов и других НТО, поскольку установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
Волеизъявление органа местного самоуправления в сложившихся правоотношениях между сторонами, было направлено на предоставление земельного участка для размещения нестационарного торгового павильона, но не для строительства объекта недвижимого имущества. По действующему законодательству для размещения такого нестационарного объекта не требуется предоставление земельного участка в аренду, такой объект размещается на основании схемы размещения НТО.
Требование истца о понуждении муниципальных властей заключить с ним договор аренды земельного участка под расположенным на нем НТО, является целью обращения в суд за защитой своего, нарушенного права. Однако, учитывая, что расположение на земельном участке нестационарного торгового объекта, не порождает право на получение земельного участка в аренду, судебная коллегия признает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отказавшего истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор аренды земельного участка заключен между администрацией города Щелкино и физическим лицом - Новиковым Ю.Н, не являющимся индивидуальным предпринима-телем, в связи с чем, суд неверно применил нормы материального права, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку противоречат вышеизложенным положениям гражданского законодательства относительно регулирования специального порядка размещения НТО и установленным обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы, выводов суда не опровергают, и, соответственно, не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей истца - Козыренцева Дмитрия Юрьевича, Шумских Григория Владимировича, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.