Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Кирюхиной М.А,
судей
Адаменко Е.Г,
Чистяковой Т.И,
при секретаре
Медвидь А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Запаровой Зулейхо Решитовны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе Запаровой Зулейхо Решитовны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 марта 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
3 декабря 2018 года Запарова З.Р. обратилась в суд с иском к Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Администрация), в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Исковые требования обоснованы тем, что указанный земельный участок был предоставлен ей для строительства индивидуального жилого дома решением исполнительного комитета Керченского городского Совета народных депутатов Крымской области от 23.11.1990 г. N 1481 "Об организации строительства индивидуального жилья граждан крымско-татарской национальности в п. Капканы в г. Керчи". Для постановки данного земельного участка на кадастровый учет с целью регистрации в дальнейшем права собственности на него она обратилась в Администрацию. Однако ей было отказано по тем основаниям, что решение исполнительного комитета Керченского городского Совета народных депутатов Крымской области от 23.11.1990 г. N 1481 "Об организации строительства индивидуального жилья граждан крымско-татарской национальности в п. Капканы в г. Керчи" не является основанием для внесения сведений в ГКН и регистрации права собственности на земельный участок. В ответ на обращение по данному вопросу в Министерство имущественных и земельных отношений ей было рекомендовано обратиться в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Запаровой З.Р. отказано.
В апелляционной жалобе истец Запарова З.Р. просит данное решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что суд необоснованно не принял во внимание, что спорный земельный участок был предоставлен ей в установленном законом порядке на основании решения исполнительного комитета Керченского городского Совета народных депутатов Крымской области от 23.11.1990 г. N 1481 "Об организации строительства индивидуального жилья граждан крымско-татарской национальности в п. Капканы в г. Керчи".
В судебном заседании истец Запарова З.Р. и ее представитель Боднарюк А.Я. поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика - Администрации города Керчи, представители третьих лиц - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения истца и ее представителя, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Запаровой З.Р, суд первой инстанции исходил из того, что эти требования не основаны на законе.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 25.12.2018 N 3-ФКЗ, предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Частью 1 ст. 8-2 Закона N 38-ЗРК (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Крым от 22.04.2016 N 234-ЗРК/2016) установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 данной статьи основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено;
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Из материалов дела усматривается, что решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Крымской области от 23.11.1990 г. N 1481 "Об организации строительства индивидуального жилья граждан крымско-татарской национальности в п. Капканы в г. Керчи" были утверждены списки граждан крымско-татарской национальности и членов их семей (приложение N 1 к решению от 23.11.1990 N 1481) для получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии с п. 4.1 указанного решения разрешена прописка на закрепленных участках (в приложении N 1 к решению указано - Запарова Зулейха Решитовна).
В соответствии с п. 5 указанного решения выданы домовые книги.
На основании п. 1.4. решения исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Крымской области от 14.12.1990 г. N 1573 "О наименовании улиц в новом микрорайоне пос. Капканы" в новом массиве улицы получили наименование, а также были присвоены номера земельным участкам и адреса по улице Амет-Хана Султана.
Согласно приложению к решению от 14.12.1990 г. N 1573 "План микрорайона малоэтажной индивидуальной жилой застройки в п. Капканы г. Керчи" участок под порядковым номером 40 (сорок) расположен по адресу: "данные изъяты"
Согласно предоставленному Администрацией перечню "Состояние использования земель, которые предоставлены депортированным гражданам, которые возвращаются в Крым" площадь земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 0,06 га (600 кв.м.), порядковый номер 40 - Запарова Зулейхо Решитовна.
На указанный земельный участок на имя Запаровой З.Р. выдана домовая книга для прописки граждан, проживающих в доме "данные изъяты"
Постановлением Администрации г. Керчи от 17.05.2017 года N 1378/1-п "О внесении изменений в решение исполнительного комитета Керченского городского Совета народных депутатов Крымской области от 23.11.1990 г. N 1481 "Об организации строительства индивидуального жилья граждан крымско-татарской национальности в п. Капканы в г. Керчи" была устранена ошибка в написании имени Запаровой З.Р.: вместо ошибочно указанного "Зулейха" указано правильно "Зулейхо".
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на спорный земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
Указанные доказательства с достоверностью подтверждают факт предоставления истцу спорного земельного участка без указания права, на котором он был предоставлен, что в соответствии с частью 1 ст. 8-2 Закона N 38-ЗРК является основанием для регистрации за ней права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в регистрации права собственности на земельный участок Запаровой З.Р. было отказано, право собственности на данный земельный участок в соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ должно быть признано за ней в судебном порядке.
Суд первой инстанции на указанные обстоятельства и требования закона внимания не обратил, вследствие чего необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Запаровой З.Р.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Запаровой З.Р. о признании за ней права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 марта 2019 года отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Запаровой Зулейхо Решитовны удовлетворить. Признать за Запаровой Зулейхо Решитовной право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.