Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.И. Мотиной
судей
И.А. Харченко
Н.С. Хмарук
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Центрального района города Симферополя в интересах Кравченко Никиты Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, третье лицо - Управление Министерства внутренних дел России по городу Симферополю, о возложении обязанности назначить социальную пенсию по инвалидности,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены, -
установила:
30 октября 2018 года Прокуратура Центрального района города Симферополя обратилась в суд с иском в интересах Кравченко Никиты Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, о возложении обязанности назначить социальную пенсию по инвалидности.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Иргашева А.Д. в интересах Кравченко Н.Б. по вопросу отказа ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе в назначении социальной пенсии по инвалидности. Установлено, что 04.09.2018 года Иргашев А.Д. в интересах Кравченко Н.Б, инвалида 1 группы, обратился в Управление с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности с предоставлением определенного перечня документов. Решением Управления N 612066/18 от 07.09.2018 года в назначении пенсии Кравченко Н.Б. отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Истец полагает, что принятие должностными лицами Управления решения об отказе в выплате социальной пенсии Кравченко Н.Б. основано на формальном и неправильном применении действующего законодательства, поскольку Кравченко Н.Б. на момент подачи заявления о назначении социальной пенсии имел документально подтвержденный статус инвалида 1 группы, постоянно проживал на территории Российской Федерации, что в силу абз.2 п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года N 958н, п.12 Постановления правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, то есть условия получения социальной пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", соблюдены. Уточнив заявленные требования, прокурор Центрального района города Симферополя просил:
установить факт постоянного проживания Кравченко Никиты Борисовича на территории Республики Крым Российской Федерации;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым назначить Кравченко Никите Борисовичу социальную пенсию по инвалидности не позднее, чем через 10 дней, с даты первого обращения в управление, то есть с 04.09.2018 года.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года исковые требования прокуратуры Центрального района города Симферополя в интересах Кравченко Никиты Борисовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, третье лицо - Управление Министерства внутренних дел России по городу Симферополю, о возложении обязанности назначить социальную пенсию по инвалидности - удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания Кравченко Никиты Борисовича на территории Республики Крым Российской Федерации.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым назначить социальную пенсию по инвалидности Кравченко Никите Борисовичу с 01.09.2018 года.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым в доход государства государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
С таким решением суда первой инстанции не согласился ответчик - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым и 13 марта 2019 года подал апелляционную жалобу, в которой просил оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме. Основные доводы жалобы заключаются в том, что суд первой инстанции неправомерно принял во внимание свидетельство о регистрации Кравченко Н.Б. по месту пребывания на территории Российской Федерации (форма N 3) по адресу: "данные изъяты", для установления социальной пенсии по инвалидности, так как оно не может являться подтверждением постоянного проживания в Российской Федерации Кравченко Н.Б. (листы дела 147-149).
Заместителем прокурора Центрального района города Симферополя на апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым поданы письменные возражения (листы дела 171-173).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым Соболева Н.С. просила решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель Кравченко Н.Б.- Иргашев А.Д. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кравченко Никита Борисович родился "данные изъяты" в городе "данные изъяты" (лист дела 14).
В период с 01.09.1999 года по 22.10.2004 года Кравченко Н.Б. обучался в общеобразовательной школе 1-Ш ступеней N 12 Симферопольского городского совета АР Крым (лист дела 97), с 27.10.2004 года по 30.09.2005 года - в 8-м классе общеобразовательной школы I-III ступеней N 31 г. Симферополя (лист дела 99).
"данные изъяты"
"данные изъяты" "данные изъяты" года Кравченко Н.Б. выдан паспорт гражданина Российской Федерации "данные изъяты" лист дела 12).
С 12 марта 2017 года по настоящее время Кравченко Н.Б, "данные изъяты" года рождения, уроженец города Симферополя, находится на стационарном лечении в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Симферопольская городская клиническая больница N 7".
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N 601 от 06 августа 2018 года, Кравченко Н.Б. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "данные изъяты" на срок с 06 августа 2018 года по 06 февраля 2019 года (лист дела 105).
По данным Управления по вопросам миграции (отдел по вопросам миграции отдела полиции N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю) Кравченко Н.Б. зарегистрирован по месту пребывания в медицинском учреждении на срок лечения в ГБУЗ РК "Симферопольская городская клиническая больница N 7" с 06.08.2018 года по 06.02.2019 года и с 05.02.2019 года по 06.08.2019 года (лист дела 110).
22 августа 2018 года Кравченко Никите Борисовичу установлена "данные изъяты" (справка серия МСЭ-2017 N2209317 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России (лист дела 106).
В соответствии со статьёй 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу положений статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии устойчивых социальных и правовых связей Кравченко Н.Б. с Республикой Крым. Сведений о постоянном проживании Кравченко Н.Б. за пределами Республики Крым с момента рождения до настоящего времени в материалах дела не имеется.
При этом, установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым имеет юридическое значение для Кравченко Н.Б. для получения социальной пенсии по инвалидности.
Таким образом, оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно счел, что они достаточным образом подтверждают факт проживания Кравченко Н.Б. на территории Республики Крым Российской Федерации с момента рождения по настоящее время, в том числе, на день обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 166- ФЗ ( далее Закон N 166-ФЗ), право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 07.09.2018 года N 612066/18 Кравченко Никите Борисовичу в установлении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отказано ввиду отсутствия факта постоянного проживания на территории РФ (лист дела 24).
Из содержания указанного решения пенсионного органа следует, что в представленном паспорте отметка о регистрации по месту жительства отсутствует. Представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по Форме 3, а местом пребывания считается пункт, в котором гражданин не живет постоянно, а находится временно. Документом, подтверждающим постоянное проживание на территории РФ, кроме паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации является свидетельство о регистрации по месту жительства (Форма N 8), которое выдается уполномоченными органами РФ.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 166-ФЗ, перечень документов,
необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае применяется "Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года N 958н (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 указанного Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу пунктов 41, 43 Перечня для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации. Для назначения социальной пенсии по инвалидности в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего перечня, необходим документ об установлении инвалидности.
Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14- летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы. При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации (пункт 57 Перечня).
Абзацем 2 пункта 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, для назначения социальной, пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии N 612066/18 от 04.09.2018 года было предоставлено среди иных документов свидетельство N 601 от 06.08.2018 года о регистрации по месту пребывания, согласно которого Кравченко Никита Борисович, "данные изъяты" года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "данные изъяты", с 06.08.2018 года по 06.02.2019 года, выданное отделом по вопросам миграции отдела полиции N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю.
На основании изложенного, и вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что названное свидетельство по форме N 3 не может служить основанием для назначения социальной пенсии по инвалидности, коллегия судей в полной мере соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем Кравченко Н.Б. были соблюдены требования действующего законодательства в части предоставления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации, следовательно, ссылки Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, положенные также в основу апелляционной жалобы, на то, что для назначения социальной пенсии по инвалидности требуется свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы, основано на неверном толковании вышеизложенных норм действующего законодательства.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, регистрация или отсутствие таковой не могут быть основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом судебная коллегия считает необходимым указать, что в судебном заседании апелляционной инстанции установлено, что с 31.05.2019 года Кравченко Н.Б. на постоянной основе зарегистрирован по адресу: "данные изъяты"
Принимая во внимание изложенное, по мнению коллегии судей, суд первой инстанции пришел к законному выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в назначении Кравченко Н.Б, "данные изъяты" года рождения, социальной пенсии по инвалидности, в связи с чем решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе N 612066/18 от 07.09.2018 года об отказе в назначении Кравченко Н.Б. социальной пенсии по инвалидности является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 166-ФЗ, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.
Учитывая, что заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности от имени Кравченко Н.Б. подано в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе 04.09.2018 года, социальная пенсия по инвалидности Кравченко Н.Б. верно назначена судом первой инстанции с 01.09.2018 года.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.И. Мотина
Судьи
И.А. Харченко
Н.С. Хмарук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.