Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Тисленко Марины Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о признании действий незаконными и об обязательстве совершить определенные действия,
установила:
Тисленко М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым. Исковые требования мотивированы тем, что 13 августа 2018 года Тисленко М.А. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда России в Бахчисарайском районе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости. С 20 августа 2018 года ей была назначена страховая пенсия по старости в размере 8711,2 рублей. При этом, при назначении пенсии сотрудниками ответчика не были учтены некоторые периоды трудовой деятельности. Истец не согласен с вышеизложенным и просит суд признать незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым в виде отказа включить Тисленко М.А. в общий страховой стаж периоды ее работы с 14.08.1990 года по 20.06.1993 года в должности заведующей пансионата лечебно-оздоровительного комплекса фирмы "Дом", и с 26.07.2000 года по 26.03.2002 года в должности юриста хозрасчетного обособленного подразделения "Пекарня", а также не учете сведений о заработной плате с 24.08.1984 года по 12.06.1987 года в соответствии с данными комсомольского билета N 76807811, выданного комитетом ЛКСМ Украины Симферопольского государственного университета 09.01.1984 года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым включить Тисленко М.А. вышеуказанные периоды в общий страховой стаж. Также просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым произвести перерасчет пенсии по старости с учетом сведений о заработной плате с 24.08.1984 года по 12.06.1987 года, в соответствии с данными комсомольского билета N 76807811, выданного комитетом ЛКСМ Украины Симферопольского государственного университета 09.01.1984 года.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым в виде отказа включить Тисленко Марине Анатольевне, в общий страховой стаж периодов работы и исчислении размера среднего заработка признаны незаконными. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым возложена обязанность включить Тисленко Марине Анатольевне, 20.08.1963 года рождения, в общий страховой стаж периоды ее работы с 14.08.1990 года по 20.06.1993 года заведующей пансионата лечебно - оздоровительного комплекса фирмы "Дом", и с 26.07.2000 года по 26.03.2002 года в должности юриста хозрасчетного обособленного подразделения "Пекарня", произвести перерасчет пенсии с учетом данных периодов работы, а также произвести перерасчет пенсии по старости Тисленко М.А. с учетом сведений о заработной плате с 24.08.1984 года по 12.06.1987 года, в соответствии со сведениями, указанными в комсомольском билете N 76807811, выданном комитетом ЛКСМ Украины Симферопольского государственного университета 09.01.1984 года на ее имя. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым в пользу Тисленко Марины Анатольевны взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 (триста) рублей.
Не согласившись с данным решением, ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым (межрайонное) подала апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе ставят вопрос об отмене решения суда, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материально и процессуального права, дана неправильная оценка юридически значимым обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика поданные на исковое заявление.
На заседание судебной коллегии Тисленко М.А. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представила. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым (межрайонное) Шелестову И.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Техтерева А.С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы и полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, на основании п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах ее доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 13 августа 2018 года Тисленко М.А. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда России в Бахчисарайском районе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости, предоставила трудовую книжку, справки о стаже и заработке и другие документы, необходимые для назначения пенсии.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым с 20 августа 2018 года Тисленко М.А. назначена страховая пенсия по старости в размере 8711,2 рублей. При этом, при назначении пенсии истцу не учтены некоторые периоды трудовой деятельности, а именно: с 14.06.1990 года по 20.06.1993 года период работы Тисленко М.А. заведующей пансионата лечебно-оздоровительного комплекса Хозрасчетного молодёжного предприятия фирма "Дом" (г. Тюмень), что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке. Период не учтен, поскольку "не предоставлена справка о переименовании". Кроме того, не учтен период работы в ХОП "Пекарня" с 26.07.2000 года по 26.03.2002 года, поскольку в основание принятого решения - при приеме на работу истца не указано название организации.
Письмом от 29.12.2018 года N 10-20-0001199/241, Тисленко М.А. сообщено о том, что ей назначена пенсия с 20.08.2018 года. Размер пенсии составил 8711,27 руб, в том числе, страховая часть пенсии составляет 2067,40 руб, фиксированная выплата ? 6643,87 руб. (с учетом повышения на одного иждивенца в размере 1660,97 руб.).
Суммарный стаж составил 19 лет 10 месяцев 26 дней, страховой стаж - 16 лет 6 месяцев, при назначении пенсии не учтены следующие периоды работы: с 14.08.1990 года по 20.06.1993 года - Пансионат лечебно-оздоровительного комплекса Фирмы "Дом", так как не предоставлена справка о переименовании; с 26.07.2000 года по 26.03.2002 года - ХОП "Пекарня", так как при приеме на работу не указано название организации. Управлением получены сведения о заработке за период работы с 1984 г. по 1989 г, из архивных справок N С-2735 от 06.07.2018 г. и N Т-179 от 04.07.2018 г, что не дает оснований для рассмотрения среднемесячного заработка на основании комсомольского билета (сведения о зарплате в комсомольском билете N 76807811 и сведения о зарплате в архивных справках не совпадают) (л.д.7-9). Также это подтверждается и решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от 17.10.2018 года N180000101585/553509/18.
Обращаясь в суд, истец оспаривала действия ответчика и указала, что последним неверно произведен расчет пенсии за период с 24 августа 1984 года по 12 июня 1987 года. 23 августа 1984 года она избрана освобожденным секретарем комитета комсомола Симферопольского городского комбината бытового обслуживания населения, что подтверждается записью в трудовой книжке. Как освобожденный секретарь комитета комсомола она получала заработную плату в Центральном районном комитете ЛКСМУ г.Симферополя, что частично подтверждается архивными данными поскольку комсомольская документация полностью не сохранилась.
Вместе с тем, истец работала по совместительству с 24 августа 1984 года методистом производственной гимнастики Симферопольского городского комбината бытового обслуживания населения. Однако, предоставить в Управление ПФР справку о заработной плате, полученной за время работы в Симферопольском городском комбинате бытового обслуживания населения в должности методиста производственной гимнастики, не представляется возможным. В ходе приватизации 90-х годов Симферопольский городской комбинат бытового обслуживания населения ликвидирован, а в Архивном управлении Администрации г.Симферополя, архив Симферопольского городского комбината бытового обслуживания населения не сдан. Однако согласно сведениям комсомольского билета N 76807811, выданного 9 февраля 1984 года, с сентября 1984 года по июнь 1987 года Тисленко М.А. уплачивались комсомольские взносы исходя из размера ежемесячной заработной платы, что подтверждается штампами об оплате взносов и подписью секретаря.
Разрешая спор, районный суд, руководствуясь положениями Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о незаконности действий пенсионного органа, в связи с чем обязал последнего включить не принятые к зачету страхового стажа периоды и произвести перерасчет пенсии.
Судебная коллегия находит выводы суда правомерными и построенными в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Из содержания правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (от 01.04.1996 года N 27-ФЗ) подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ 27.02.2002 г. за N 16, 19 (действовавшего до 01.01.2015 и применяемого с 01.01.2015 в части подтверждения заработка, не противоречащей нормам действующего пенсионного законодательства) среднемесячный заработок за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Судом первой инстанции установлен факт принятия истца на работу в период с 14.08.1990 года по 20.06.1993 года на должность заведующей пансионата лечебно - оздоровительного комплекса фирмы "Дом", и с 26.07.2000 года по 26.03.2002 года на должность юриста хозрасчетного обособленного подразделения "Пекарня", поскольку данное подтверждается трудовой книжкой БТ-1 N 9010703 от 15.11.1983 года с указанием дат и номеров приказов.
При этом, согласно сообщениям Государственного казенного учреждения Республики Крым "Государственный архив Республики Крым" от 28.08.2018 года и 05.09.2018 года, Пансионат лечебно-оздоровительный комплекс Фирмы "Дом", Хозрасчетное обособленное подразделение "Пекарня" не являются источниками комплектования Государственного архива, документы на хранение не поступали. Поэтому выдать архивную справку о переименовании организации, стаже работы и заработной плате Тисленко М.А, за периоды работы с 14.08.1990 г. по 20.06.1993 г, с 26.07.2000 г. по 26.03.2002 г. не представляется возможным. Информацией о местонахождении документов данных организаций Государственный архив не располагает.
Согласно сообщению Государственного казенного учреждения Республики Крым "Государственный архив Республики Крым" от 10.10.2018 года, в фонде Центрального районного комитета ЛКСМУ г.Симферополя и Симферопольского городского комитета ЛКСМУ Крымской области имеются: постановление комитета комсомола Горбыткомбината Центрального крайкома ЛКСМУ г.Симферополя от 19 октября 1984 года (протокол заседания N 1) об избрании Тисленко М.А. (так в документе), дата рождения не указана, секретарем комитета комсомола; постановление комитета комсомола Горбыткомбината Центрального райкома ЛКСМУ г. Симферополя от 22 декабря 1985 года (протокол заседания N 12) о выборах секретаря комитета комсомола, в связи с уходом в декретный отпуск Тисленко М. (так в документе), дата рождения не указана, секретаря комитета комсомола (дата ухода в декретный отпуск не указана); постановление комитета комсомола Горбыткомбината Центрального крайкома ЛКСМУ г. Симферополя от 12 августа 1987 года (протокол заседания N 3) о выборах в комитет комсомола в связи с увольнением по собственному желанию Тисленко Марины (так в документе), дата рождения не указана, секретаря комитета комсомола (дата увольнения не указана).
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенным в совместном письме от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Изложенное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.
Таким образом, как видно из буквального содержания приведенного письма, стихийные бедствия являются лишь одним из возможных случаев утраты работодателями первичных документов о заработке работников, о чем свидетельствует содержащееся наречие "в частности". Какого-либо конкретного исчерпывающего перечня возможных случаев утраты первичных документов указанное письмо не содержит.
В данном случае, как видно из материалов дела, первичные документы о заработке на имя истца отсутствуют в связи с тем, что они не сданы работодателем в архив, вины истца в их утрате не имеется.
При таких обстоятельствах возможно применение в отношении истца установленного вышеуказанным Письмом порядка определения среднемесячного заработка на основании документов, косвенно подтверждающих заработок истца, полученный в период с 24.08.1984 года по 12.06.1987 года, в соответствии с данными комсомольского билета N 76807811, выданного комитетом ЛКСМ Украины Симферопольского государственного университета 09.01.1984 года.
Установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Представленный истцом комсомольский билет N 76807811 содержит сведения о заработной плате истца за период с 24.08.1984 года по 12.06.1987 года с указанием ежемесячного размера заработной платы и сумм членских взносов, а также отметок, подтверждающих их уплату. Факт принадлежности комсомольского билета Тисленко М.А. ответчиком не оспаривался.
Иных документов, кроме комсомольского билета, подтверждающего размер заработной платы истца за указанный период работы, представлено не может быть по независящим от истца причинам.
Таким образом, истец фактически лишен возможности подтверждения размера заработной платы иными доказательствами, кроме как комсомольским билетом.
Вместе с тем, отсутствие лицевых счетов, ведомостей по начислению заработной платы, справок о ее размере в спорный период по причинам, независящим от истца Тисленко М.А., не могут лишить ее права на перерасчет пенсии в соответствии с заработной платой, которую она получала, работая в Горкомбинате.
В данном случае имеющийся у истца комсомольский билет является документом, косвенно подтверждающим ее фактический заработок за каждый месяц в течение периода с 24.08.1984 года по 12.06.1987 года, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца.
При таких обстоятельствах комсомольский билет может быть признан надлежащим доказательством размера заработка истца в спорный период.
Учитывая изложенное, у пенсионного органа не имелось оснований для отказа Тисленко М.А. в принятии для оценки пенсионных прав сведений о заработной плате по указанному комсомольскому билету, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности действий ответчика.
Вопреки доводам жалобы, информация, содержащаяся в комсомольском билете о заработной плате истца за спорный период, указывает именно на индивидуальный характер заработка, поскольку данные сведения содержатся в комсомольском билете, который оформлен на имя истца.
Отсутствие первичных бухгалтерских документов, справки работодателя о размере заработной платы истца в указанный им период, как правильно установилсуд, не является основанием для отказа в принятии в качестве доказательства трудовой книжки колхозника для назначения пенсии, поскольку в соответствии с Информационным письмом Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 в случае утраты первичных документов о заработке, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. Трудовая книжка колхозника является документом, подтверждающим индивидуальный характер заработка истца.
Доводы апелляционной жалобы о несовпадении размера заработка истца по записям, имеющимся в трудовой книжке и по сведениям, содержащимся в представленной архивной справке, судебной коллегий не могут быть признаны как основание для отмены решения суда.
Вывод суда о перерасчете пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, соответствует нормам действующего законодательства, поскольку фактически истцом заявлены требования не о перерасчете пенсии, а о назначении пенсии в ином размере, так как она не согласна с размером назначенной ей пенсии без учета сведений, содержащихся в комсомольском билете, что представитель истца подтвердил в суде апелляционной инстанции.
Ответчиком не оспаривается, что комсомольский билет, представленный Тисленко М.А. был представлен в Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым при подаче ею заявления о назначении пенсии, следовательно, суд пришел к правильному выводу о необходимости перерасчета пенсии с момента ее назначения.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено с правильным применением норм материального и процессуального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.