Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Аршанского Евгения Семеновича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Аршанский Е.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым указав, что Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым от 30 июля 2018 года ему необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием у него специального (педагогического) стажа. С данным решением ответчика, истец не согласен, поскольку в специальный стаж не были включены периоды работы: с 12.09.1985г. по 13.09.2000г. (15 лет 2 дня) в должности преподавателя теоретических дисциплин Советской детской музыкальной школы; с 30.01.2001г. по 25.08.2004г. (3 года 7 месяцев 27 дней) в должностях педагог - организатор и учителя Раздольненской общеобразовательной школы I-III ступени Советского района Автономной Республики Крым; с 26.03.2012г. по 06.04.2012г. (12 дней) нахождение на курсах повышения квалификации; время нахождения в командировках: с 17.02.2009г. по 18.02.2009г. (2 дня), с 1.03.2009г. по 21.03.2009г. (11 дней), с 30.03.2009г. по 01.04.2009г. (3 дня), 6.12.2010г. (1 день), 25.04.2012 г. (1 день), 27.08.2012 (1 день), с 13.09.2012 по 14.09.2012 (2 дня), 31.01.2013 (1 день), 12.02.2013г. (1 день), с 24.02.2013г. по 26.02.2013г. (3 дня), 01.03.2013г. (1 день), 22.03.2013г. (1 день), 20.08.2013 (1 день), с 17.10.2013г. по 18.10.2013г. (2 дня), с 27.11.2013г. по 28.11.2013 (2 дня), с 18.06.2015 по 19.06.2015г. (2 дня), с 08.10.2015 по 09.10.2015 (2 дня), 16.01.2017 (1 день), 21.01.2017 (1 день), с 23.01.2017 по 27.01.2017 (5 дней), с 27.03.2017 по 29.03.2017 (3 дня), с 26.04.2017 по 27.04.2017 (2 дня), с 13.06.2017 по 14.06.2017 (2 дня) итого 1 месяц 21 день; прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 22.11.1980 по 14.11.1982.
Истец просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым от 30.07.2018 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачесть ему в специальный трудовой стаж не зачтенные пенсионным органом периоды работы, в том числе прохождения военной службы в Вооруженных Силах ССР и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25.06.2018 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 марта 2018 года исковые требования Аршанского Е.С. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым от 30 июля 2018 года об отказе Аршанскому Евгению Семеновичу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой песни по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Аршанскому Е.С. периоды его работы: с 12.09.1985 г..по 13.09.2000 г..(15 лет 2 дня) в должности преподаватель теоретических дисциплин Советской детской музыкальной школы; с 30.01.2001г. по 25.08.2004г. (3 года 7 месяцев 27 дней) - в должностях педагог - организатор и учителя Раздольненской общеобразовательной школы I-III ступени Советского района Автономной Республики Крым; с 26.03.2012г. по 06.04.2012г. (12 дней) нахождение на курсах повышения квалификации; нахождения в командировках: с 17.02.2009г. по 18.02.2009г. (2 дня), с 11.03.2009г. по 21.03.2009г. (11 дней), с 30.03.2009г. по 01.04.2009г. (3 дня), 16.12.2010г. (1 день), 25.04.2012 г..(1 день), 27.08.2012 (1 день), с 13.09.2012 по 14.09.2012 (2 дня), 31.01.2013 (1 день), 12.02.2013г. (1 день), с 24.02.2013г. по 26.02.2013г. (3 дня), 01.03.2013г. (1 день), 22.03.2013г. (1 день), 20.08.2013 (1 день), с 17.10.2013г. по 18.10.2013г. (2 дня), с 27.11.2013г. по 28.11.2013 (2 дня), с 18.06.2015 по 19.06.2015г. (2 дня), с 08.10.2015 по 09.10.2015 (2 дня), 16.01.2017 (1 день), 21.01.2017 (1 день), с 23.01.2017 по 27.01.2017 (5 дней), с 27.03.2017 по 29.03.2017 (3 дня), с 26.04.2017 по 27.04.2017 (2 дня), с 13.06.2017 по 14.06.2017 (2 дня) итого 1 месяц 21 день; прохождение военной службы в Вооруженных Силах СССР с 22.11.1980 по 14.11.1982 в календарном исчислении; назначить Аршанскому Е.С. досрочную трудовую пенсию по старости на основании
пп. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 июня 2018 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что пенсионный орган принял законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии. В льготный стаж работы не включен период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР, так как указанный стаж учитывался при условии выполнения пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным постановлением, а именно: при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на эту пенсию. Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002г. не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности периодов прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР, нахождения в командировках и курсах повышения квалификации, указанные периоды включены Аршанскому Е.С. в общий стаж. Период работы с 30.01.2001г. по 25.08.2004г. (3 года 7 месяцев 27 дней) в должности педагога - организатора и учителя музыки Раздольненской общеобразовательной школы I-III ступеней не подлежит включению в стаж, право на досрочной назначение страховой пенсии, т.к. должность "педагог - организатор" не предусмотрена п. 1. раздела "Наименование должностей" Списка N 781. Справка, уточняющая характер работы по должности учителя музыки, в т.ч. о периодах, не подлежащих включению в педагогический стаж, в Управление не предоставлена.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонное) не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, истца Аршанского Е.С. и его представителя Потапова А.Н, возражавших против доводов апелляционной жалобы пенсионного органа, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Феодосия Республики Крым с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым от 30.07.2018 года, Аршанскому Е.С. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из указанного решения следует, что общий страховой стаж Аршанского Е.С. составляет 34 года 1 месяц 10 дней, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию составляет 13 лет 3 месяца 07 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу о неправомерности решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) об отказе Аршанскому Е.С. в назначении досрочной страховой пенсии и наличии у последнего правовых оснований, для удовлетворения иска.
Данный вывод суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с " педагогической " деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на " пенсию " за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно записям в трудовой книжке на имя истца, первично заполненной 11.09.1985года и уточняющим справкам, Аршанский Е.С. работал: с 11.09.1985 года по 13.09.2000 года преподавателем теоретических дисциплин в Советской детской музыкальной школе, а с 30.01.2001 года по 25.08.2004 года педагогом - организатором и учителем музыки Раздольненской общеобразовательной школы.
Спорные периоды работы частично имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с п. "е", ст.55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на "пенсию" за выслугу лет, утвержденным Постановлением КМУ от 04.11.1993г. N909. В разделе первом этого Перечня определены дошкольные учебные заведения всех типов, а также должности, работа на которых дает право на "пенсию" за выслугу лет, в том числе должность педагога -организатора и преподавателя.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд правильно пришел к выводу, что период работы истца в должности педагога- организатора подлежал включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Из справки выданной Военным комиссариатом Нижнегорского и Советского районов Республики Крым от 18.06.2018 года следует, что Аршанкский Е.С. 30.10.1962 г.р, проходил военную службу по призыву в период с 22 ноября 1980 года по 14 ноября 1982 года, справка выдана на основании данных военного билета и учетно-послужной карточки (л. д. 57).
Как верно установлено судом первой инстанции в период прохождения истцом военной службы п.п. "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, право на включение в специальный педагогический стаж периода прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР с 22 ноября 1980 года по 14 ноября 1982 года, приобретено им на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, не может быть утрачено в дальнейшем в силу ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы гражданина.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В период службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР (с 22 ноября 1980 года по 14 ноября 1982 года) действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п. п."г" п.1 и п.4 названного Положения, кроме работы в учреждениях и в должностях, предусмотренных Положением, в специальный педагогический стаж включалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06.09.1991г, предусматривающий включение в стаж только работы в педагогических должностях в учреждениях, поименованных в Списке, при данных обстоятельствах применим быть не может, поскольку придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан, и, тем самым, отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ.
Истолкование вышеуказанного нормативного акта, как позволяющего не включать спорный период в специальный стаж, не только противоречило бы его действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).
Поскольку истец осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, имеет свыше 30 лет педагогического стажа, служил в составе Вооруженных Сил СССР с 22 ноября 1980 года по 14 ноября 1982 года, то есть в период действия вышеуказанных норм права (Положения 1959 года), поэтому указанный период службы Аршанского Е.С. в Вооруженных силах СССР, обоснованно включен судом в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии по старости.
Разрешая требования в части включения в подсчет специального стажа периодов с 26.03.2012г. по 06.04.2012г. (12 дней) нахождение на курсах повышения квалификации; нахождения в командировках: с 17.02.2009г. по 18.02.2009г. (2 дня), с 11.03.2009г. по 21.03.2009г. (11 дней), с 30.03.2009г. по 01.04.2009г. (3 дня), 16.12.2010г. (1 день), 25.04.2012 г. (1 день), 27.08.2012 (1 день), с 13.09.2012 по 14.09.2012 (2 дня), 31.01.2013 (1 день), 12.02.2013г. (1 день), с 24.02.2013г. по 26.02.2013г. (3 дня), 01.03.2013г. (1 день), 22.03.2013г. (1 день), 20.08.2013 (1 день), с 17.10.2013г. по 18.10.2013г. (2 дня), с 27.11.2013г. по 28.11.2013 (2 дня), с 18.06.2015 по 19.06.2015г. (2 дня), с 08.10.2015 по 09.10.2015 (2 дня), 16.01.2017 (1 день), 21.01.2017 (1 день), с 23.01.2017 по 27.01.2017 (5 дней), с 27.03.2017 по 29.03.2017 (3 дня), с 26.04.2017 по 27.04.2017 (2 дня), с 13.06.2017 по 14.06.2017 (2 дня) итого 1 месяц 21 день, суд также правомерно со ссылкой на нормы материального права удовлетворил требования Аршанского Е.С. в указанной части.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Таким образом, учебные отпуска относятся к дополнительным оплачиваемым отпускам, а следовательно периоды учебных отпусков подлежат включение в льготный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Периоды учебы на курсах повышения квалификации и семинарах включаются в специальный педагогический саж, поскольку за работником в вышеперечисленные периоды на основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Место работы и средний заработок сохраняется и при направлении работника в служебные командировки согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, периоды пребывания в командировках включаются в специальный педагогический стаж.
Включение учебы на курсах повышения квалификации в специальный педагогический стаж ориентировано законодательством Российской Федерации.
Периоды пребывания в командировке и на курсах повышения квалификации, семинарах также включаются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет согласно украинского законодательства и право на включение в льготный стаж указанных периодов не может быть утрачено в дальнейшем в силу ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст.22 ФЗ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии у Аршанского Е.С. имелся в наличии необходимый льготный стаж, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о назначении ему пенсии с 25 июня 2018 года законным и соответствующим нормам материального права.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.