Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синан А.М, Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Советского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ясинской Ольги Евгеньевнык Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа на досрочное назначение пенсии по старости, об обязании назначения и выплаты досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Ясинская О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) указав, что являясь медработником имеет стаж работы более 25 лет, в связи с чем она обратилась к ответчику за назначением пенсии. Решением комиссии по назначению пенсий Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) N190000004136/260525/19 от 15 апреля 2019 г. в назначении пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Ясинской О.Е. отказано. Не согласившись с указанным решением, истец просила суд признать незаконным отказ в назначении пенсии по старости, и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсии по старости.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года исковые требования Ясинской О.Е. удовлетворены частично.
Судом решение N190000004136/260525/19 от 15 апреля 2019 г. Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ясинской Ольге Евгеньевне признано незаконным. В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию Ясинской О.Е, включены периоды: нахождения на курсах повышения квалификации: с 5 апреля 2004 г. по 4 мая 2004 г, с 3 сентября 2012 г. по 28 сентября 2012 г.; работы с 1 марта 2011 г. по 4 декабря 2014 г. в должности старшей медицинской сестры инфекционного отделения в Советском районном территориальном медицинском объединении и возложена обязанность произвести назначение и выплату пенсии истцу, с момента обращения с заявлением к ответчику, то есть с 9 апреля 2019 г.
В удовлетворении части иска о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию Ясинской Ольги Евгеньевны, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 6 апреля 2016 г. по 4 мая 2016 г. - отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, в расчет специального стажа работы включены периоды неподлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 516, а именно: курсы повышения квалификации.
Период работы с 01.03.2011г. по 04.12.2014г. в должности сестры медицинской в Советском территориальном медицинском объединении также не может быть засчитан в льготный стаж, так как больница реорганизована в Советское районное территориальное медицинское объединение, а данное учреждение не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списка N 781, тогда как право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Таким образом, законные основания для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, а также периода работы в Советском территориальном медицинском объединении отсутствуют.
На указанную апелляционную жалобу Ясинской О.Е. поданы возражения, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии представитель государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, Ясинскую О.Е, возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Ясинская О.Е. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии по назначению пенсий ГУ-Управление ПФР в г. Феодосии РК (межрайонное) N190000004136/260525/19 от 15 апреля 2019 г. в назначении пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Ясинской О.Е. отказано из-за отсутствия требуемого льготного стажа (л.д. 12-14). Ответчиком засчитан стаж работы в количестве 23 года 00 месяцев 21 день в подсчет специального стажа. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26.01.1996 по 30.06.1997; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 05.04.2004 по 04.05.2004, с 03.09.2012 по 28.09.2012, с 06.04.2016 по 04.05.2016; период нахождения в отпуске на двух детей до 14 лет с 23.12.2000 по 28.12.2000, с 01.03.2001 по 06.03.2001; отпуск без сохранения заработной платы с 24.09.1999 по 07.10.1999, а также с 01.03.2011 по 04.12.2014 - период работы в Советском РТМО (районное территориальное медицинское объединение) так как данное учреждение не предусмотрено "Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения", в учредительных документах не усматривается структурное подразделение больница.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности требований истца в части.
Выводы суда первой инстанции судебной коллегией признаются правомерными соответствующими нормам материального и процессуального права по следующим основаниям.
С 01.01.2015 действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), которым установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Наличие доказательств имеющихся в материалах дела, позволили суду прийти к выводу, что периоды работы истца до настоящего времени, подлежат включению с подсчет специального стажа, в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Суд установил, что согласно справке уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе ГБУЗ РК Советской районной больницы N595 от 12.03.2019 г. истец Ясинская О.Е. осуществляла лечебную деятельность полный рабочий день в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Советская районная больница" на полую ставку с 12.05.2003 года (приказ от 13.05.2003г. N457-к) и по настоящее время согласно трудовому договору N 213-15 от 19.01.2015г.
В периоды трудовой деятельности Ясинская О.Е. проходила курсы повышения квалификации с 05.04.2004 по 04.05.2004, с 03.09.2012 по 28.09.2012.
Включая указанные периоды в подсчет льготного стажа истицы, суд первой инстанции правомерно исходил из законодательства, действовавшего в указанные периоды.
В соответствии с действовавшими в спорный период ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в указанные выше периоды работы, вне ключенные в специальный стаж лечебной деятельности пенсионным органом, истец по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации. В течение всего этого времени за ней сохранялись рабочее место и должность.
Обоснованным является вывод суда о включении в специальный стаж периода работы с 01.03.2011 по 04.12.2014 в Советском РТМО (районное территориальное медицинское объединение).
Как верно указано судом, вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялся общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
В установленный судом период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, предусматривающей, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу.
В период с 01.03.2011 по 04.12.2014 истица работала в Советском РТМО (районное территориальное медицинское объединение).
Согласно записям в трудовой книжке - Ясинской О.Е, 1 марта 2011 г. Коммунальная организация Советская центральная районная больница преобразована в Советское районное территориальное медицинское объединение Приказ N294 от 27 декабря 2010 г, Советское районное территориальное медицинское объединение переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Советская районная больница" Приказ N370 от 31 декабря 2014 г. (л.д. 7-9).
Согласно справке N818 от 08.04.2019, выданной ГБУЗ РК "Советская районная больница", указанная организация является правопреемником всех ранее действовавших учреждений, в том числе Коммунальной организации Советская центральная районная больница преобразована и Советского районного территориального медицинского объединения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части судебной коллегией не могут быть признаны законными.
Доводы пенсионного органа о невозможности включения спорных периодов в подсчет льготного стажа, признаются судебной коллегией противоречащими нормам материального права, по вышеизложенным обстоятельствам.
Таким образом, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что в целом доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.