Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
рассмотрев материалы по административному исковому заявлению Прокопенко Игоря Викторовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по частной жалобе представителя Прокопенко Игоря Викторовича - Чаплыгиной Дианы Юрьевны на определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года, которым административное исковое заявление возвращено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республик Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Прокопенко И.В, действуя через своего представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленное письмом от 19 апреля 2019 года N 15108/01-11/1 о возврате заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка; возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть по существу заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года административное исковое заявление Прокопенко И.В. возвращено заявителю в связи с неподсудностью.
Представитель Прокопенко И.В. - Чаплыгина Д.Ю, не согласившись с определением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года, обратилась с частной жалобой, в которой просит определение суда от 26 июня 2019 года отменить. В обоснование заявленных требований указывает на то, что основанием к обращению в суд с административным иском явилось решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленное письмом от 19 апреля 2019 года N 15108/01-11/1 о возврате заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Считает, что правоотношения между сторонами спора сложились относительно земельного участка, расположенного в территории находящейся в юрисдикции Симферопольского районного суда Республики Крым.
В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что определение подлежит отмене.
На основании части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая административное исковое заявление, суд исходил из необходимости предъявления административного искового заявления по месту нахождения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым либо по месту жительства административного истца.
Указанные выводы суда первой инстанции не основаны на нормах действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Согласно части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, правовое значение при определении подсудности требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеет не место нахождения административного ответчика, а место возникновения правовых последствий оспариваемого административным истцом решения (в данном случае место нахождения земельного участка, в отношении которого принято оспариваемое решение).
Представленными материалами подтверждается и никем не оспаривается, что оспаривается решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленное письмом от 19 апреля 2019 года N 15108/01-11/1 о возврате заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Таким образом, правовые последствия оспариваемого административным истцом решения, действий (бездействия) могут возникнуть на территории, где расположен спорный земельный участок, который относится к территориальной юрисдикции Симферопольского районного суда Республики Крым.
Учитывая изложенное, определение суда первой инстанции о возврате административного искового заявления Прокопенко И.В. в связи с неподсудностью, является необоснованным и не соответствующим требования закона.
При таких обстоятельствах, определение суда подлежит отмене, а материал направлению в суд первой инстанции.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 года отменить, материал по административному исковому заявлению Прокопенко Игоря Викторовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, направить в суд
первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления Прокопенко Игоря Викторовича к производству суда.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.