Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о выплате пенсии в размере, предусмотренном гражданину, ставшему инвалидом первой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с иском о взыскании пенсии по инвалидности как гражданину, ставшему инвалидом 1 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01 января 2018 года в размере 30 205 руб. 15 коп. с последующей индексацией в порядке, установленном законодательством и взыскании задолженности по пенсии по инвалидности, как гражданину, ставшему инвалидом 1 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2017 года в размере 1 033 726 руб. 19 коп.
В обоснование заявленных требований фио ссылался на то, что является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01 июня 1991 года ему назначена пенсия по инвалидности, которая выплачивалась ему с учетом индексации, с 08 мая 2001 года ему установлена 1 группа инвалидности бессрочно с причиной "заболевания и инвалидность связано с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС" и выдано удостоверение инвалида, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом (пункты 1,2 статьи 13 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). В связи с изменением пенсионного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2010 года, ему как гражданину, указанному в п.п. 2 п.1 ст. 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", - инвалиду 1 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по инвалидности должна быть назначена и выплачиваться в размере 250% размера социальной пенсии, предусмотренной п.п. 2 п. 1 ст. 18 названного Закона. Также истец указал, что в феврале 2018 года он обратился к ответчику с заявлением об исправлении нарушения законодательства при назначении ему пенсии по инвалидности и выплате задолженности исходя из ежемесячной пенсии по инвалидности 250% размера социальной пенсии, предусмотренного п.а. 2 п. 1 ст. 18 ФЗ N 166-ФЗ, однако письмом N 202-ОМ\06\к-983 ответчик в удовлетворении данной просьбы отказал на том основании, что он не имеет право на пенсию в соответствии с ФЗ "О государственном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ). Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он противоречит п. 2 ст. Закона "О государственном пенсионном в российской ФедерацииN N 166-ФЗ.
В судебное заседание истец явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица - ОПФР по г. Москве и Московской области в суд не явился.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии фио и третье лицо не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались судом надлежащим образом. При этом от фио поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В силу статьи 5 данного закона гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается пенсия по старости либо по инвалидности.
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, определены статьей 10 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию имеют граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (подпункт 1), а также граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2).
При этом пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10 данного Закона, то есть гражданам, ставшим инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсия назначается инвалидам 1, 2 и 3 группы, независимо от продолжительности трудового стажа (пункт 3 статьи 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении").
В силу пункта 5 статьи 10 названного закона категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статье 13 Закона РФ от 15 мая 1992 года N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ пенсия по старости назначается в следующем размере:
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ установлено, что социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
2) инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам - 12 082 рубля 6 копеек в месяц;
2.1) инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), детям, оба родителя которых неизвестны, - 10 068 рублей 53 копейки в месяц;
3) инвалидам III группы - 4 279 рублей 14 копеек в месяц.
Судом установлено, что фио является получателем пенсии по старости с 10 декабря 1984 года.
Также истец является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид 1 группы и инвалид вследствие чернобыльской катастрофы.
25 марта 1990 года фио было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, а 25 марта 1999 года - выдано удостоверение лица, ставшего инвалидом (л\д 6).
08 мая 2001 года фио был признан инвалидом 1 группы бессрочно, причина инвалидности - увечье связано с аварией на ЧАЭС.
26 февраля 2018 года фио обратился к ответчику с заявлением о выплате ему пенсии по инвалидности как гражданину, ставшему инвалидом 1 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01 февраля 2018 года в размере 30 205 руб. 15 коп. с последующей индексацией в порядке, установленном законодательством.
В ответ на данное обращение фио было сообщено, что оснований для назначения пенсии по инвалидности, учитывая требования п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, не имеется.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе фио в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что пенсионное обеспечение истца осуществляется ответчиком в полном соответствии с требованиями закона, предусмотренных законом оснований для назначения истцу пенсии по инвалидности в данном случае не имеется, с заявлением о перерасчете пенсии истец в пенсионный орган не обращался.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции истца, изложенной в иске, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: фио Дело N 33-13049/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о выплате пенсии в размере, предусмотренном гражданину, ставшему инвалидом первой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности, - отказать.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328,329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.