Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Анашкина А.А,
судей Олюниной М.В, Соловьевой Т.П,
при секретаре Замалутдиновой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе представителя Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска Комитета лесного хозяйства адрес к фио о взыскании ущерба, причиненного лесам - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Комитет лесного хозяйства адрес обратился в суд с иском к фио о взыскании ущерба, причиненного лесам, мотивируя свои требования тем, что дата в время старшим участковым лесничим Виноградовского филиала фио "Мособллес" - государственным лесным инспектором адрес фио при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе адрес 42 Виноградовского участкового адрес лесничества вблизи адрес наименование организации участок 48-а Воскресенского адрес, выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно - самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,23 га без специального разрешения на использование лесного участка, в результате которого был причинен ущерб лесам в сумме сумма, в связи с чем, был составлен акт осмотра территории.
Данный лесной участок прилегает к земельному участку с кадастровым номером 50:29:001 04 1 4:293. На самовольно используемом лесном участке находится мангал, две скамейки, столик, кладница для дров. Территория самовольно занятого лесного участка огорожена забором из сетки рабицы и используется в рекреационных целях для отдыха. К акту осмотра территории прилагается фототаблица от дата с визуальным подтверждением нарушения лесного законодательства. Имеется копия таксационного описания выдела адрес 42 Виноградовского участкового лесничества подтверждающая что данный лесной участок относится к защитным лесам, а также чертеж-схема незаконно используемого лесного участка, указывающая на его точное местоположение на территории лесного фонда.
В ходе выяснения всех обстоятельств нарушения лесного законодательства старшим участковым лесничим Виноградовского филиала фио "Мособллес" фио установлено виновное лицо - фио, в отношении которой было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ и составлен протокол N 02-029/2018 об административном правонарушении от дата.
В соответствии с требованиями КоАП РФ и лесного законодательства, старшим участковым лесничим Виноградовского филиала фио "Мособллес" фио был определен размер ущерба, причиненного лесам вследствие вышеуказанного нарушения лесного законодательства, что подтверждается расчетом размера ущерба от дата, который составил сумма.
Протокол N 02-029/2018 об административном правонарушении от дата и другие материалы дела были направлены на рассмотрение заместителю начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с адрес лесного хозяйства адрес фио
дата, в отношении фио вынесено постановление о назначении административного наказания N 02-029/2018, которым ответчик подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере сумма. Данное постановление вступило в законную силу дата и исполнено, что подтверждается платежным поручением N 48979 от дата.
В соответствии с расчетом размера ущерба от дата по делу об административном правонарушении N 02-029/2018 своими действиями фио причинила вред лесам вследствие нарушения лесного законодательства на общую сумму сумма. Расчет ущерба составлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от дата N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
фио направлено претензионное письмо от дата N исх-296/07 о добровольной уплате суммы ущерба, в котором ответчик уведомлялся о необходимости в течении 60 календарных дней с момента вступления в законную силу постановления о назначении административном наказании добровольно возместить ущерб, причиненный лесам в сумме сумма. Ответчик получил указанное письмо дата, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14020020565788, однако до настоящего времени платеж в сумме сумма в Комитет лесного хозяйства адрес не поступил.
Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу Комитета лесного хозяйства адрес денежные средства в размере сумма за ущерб, причиненный лесам.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явилась, обеспечил явку своего представителя который возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио, по доводам апелляционной жалобы которые в целом сводятся к несогласию с проведенной оценкой представленных доказательства по делу.
Представитель Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио в заседание апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика фио по доверенности фио в заседание апелляционной инстанции явился, доводы жалобы не признал.
Судебная коллегия, выслушав представителя Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио, представителя ответчика фио по доверенности фио, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со адресст.96 адресса Российской Федерации, Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 394 от дата, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство
лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах; задерживать в лесах граждан, нарушивших требования, лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
В соответствии со адресст. 99 адреса РФ, Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со адресст. 100 адрес РФ, 1. Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
2. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Комитет лесного хозяйства адрес обратилось в суд с иском к фио о взыскании ущерба, причиненного лесам, мотивируя свои требования тем, что дата в время старшим участковым лесничим Виноградовского филиала фио "Мособллес" - государственным лесным инспектором адрес фио при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе адрес 42 Виноградовского участкового адрес лесничества вблизи адрес наименование организации участок 48-а Воскресенского адрес, выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно - самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,23 га без специального разрешения на использование лесного участка, в результате которого был причинен ущерб лесам в сумме сумма, в связи с чем, был составлен акт осмотра территории.
Данный лесной участок прилегает к земельному участку с кадастровым номером 50:29:001 04 1 4:293, который принадлежит на праве собственности ответчику.
На самовольно используемом лесном участке находится мангал, две скамейки, столик, кладница для дров. Территория самовольно занятого лесного участка огорожена забором из сетки рабицы и используется в рекреационных целях для отдыха. К акту осмотра территории прилагается фототаблица от дата с визуальным подтверждением нарушения лесного законодательства. Имеется копия таксационного описания выдела адрес 42 Виноградовского участкового лесничества подтверждающая что данный лесной участок относится к защитным лесам, а также чертеж-схема незаконно используемого лесного участка, указывающая на его точное местоположение на территории лесного фонда. В соответствии с требованиями КоАП РФ и лесного законодательства, старшим участковым лесничим Виноградовского филиала фио "Мособллес" фио был определен размер ущерба, причиненного лесам вследствие вышеуказанного нарушения лесного законодательства, что подтверждается расчетом размера ущерба от дата, который составил сумма.
дата, в отношении фио вынесено постановление о назначении административного наказания N 02-029/2018, которым ответчик подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере сумма. Данное постановление вступило в законную силу дата и исполнено, что подтверждается платежным поручением N 48979 от дата.
Ответчик была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.9 КоАП РФ, то есть за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, назначено наказание в виде штрафа в размере сумма. Указанный штраф ответчиком оплачен.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, оценил имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая, что истцом не представлено каких-либо доказательств того, что действиями ответчика причинен какой-либо ущерб указанному лесному участку, сам по себе факт использования лесного участка без законных на то оснований, не подтверждает факт причинения ущерба лесному участку, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о наличии вреда причиненного лесному хозяйству действиями ответчика, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не было представлено в суд никаких доказательств причинно - следственной связи между действиями ответчика фио по установлению на земельном участке ограждения частично из металлического профилированного листа на металлических столбах, и частично деревянного на металлических листах на площади 0,18 га, и убытками истца в значении положений ст. 15 ГК РФ, как и доказательств причинения ущерба истцу неправомерными действиями ответчика, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Кроме того, учитывая все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия полагает, что в данном случае в иске размер убытков определен нормативно, что не освобождает истца от доказывания осуществления ответчиком конкретного вида деятельности, указанного в п. 4 Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от дата N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (в ред. Постановления Правительства РФ от дата N 806), с изменениями и дополнениями на дата, (в ред. от дата, с изм. от дата), перечень которой является исчерпывающим, и кроме того, достоверных и достаточных доказательств такого использования ответчиком участка леса не представлено, как и не представлено доказательств причинения ущерба лесному фонду вследствие возведения ответчиком фио на земельном участке, площадью 0,18 га, ограждения частично из металлического профилированного листа на металлических столбах, и частично деревянного на металлических листах.
При этом, судебная коллегия полагает, что сам по себе факт огораживания лесного участка без совершения конкретных действия, перечисленных в Приложении N 4 Постановления Правительства РФ N 273 от дата, не влечет за собой в обязательном порядке причинения ущерба лесному фонду и основанием для взыскания с ответчика в пользу истца убытков не является. Кроме того, истец не представил доказательств причинения ущерба (вреда), вызванным занятием и огораживанием ответчиком земельного участка лесного фонда, и не ходатайствовал в суде о проведении судебной экспертизы для установления характера и объема причиненного ответчиком вреда окружающей среде.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку само по себе, несогласие истца с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио- без удовлетворения.
Судья суда первой инстанции: фио Дело N 33-24855/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2019 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Анашкина А.А,
судей Олюниной М.В, Соловьевой Т.П,
при секретаре Замалутдиновой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе представителя Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата,
руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Комитета лесного хозяйства адрес по доверенности фио- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.