Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества адрес на решение Троицкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Признать жилым домом здание площадью 176,0 кв.м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, с кадастровым номером 77:22:0030402:98, расположенное по адресу: адрес, адрес, наименование организации, вблизи адрес, уч.1 на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030428:4,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио, действующая в интересах опекаемого, недееспособного фио, паспортные данные, обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании жилым домом здание, назначение: нежилое, 4-х этажное, общей площадью 176 кв.м, с кадастровым номером 77:22:0030402:98, расположенное по адресу: адрес, адрес, наименование организации, вблизи адрес, уч.1. В обоснование заявленных требований истец указала, что фио является собственником указанного дома, инвалидом детства, не может передвигаться самостоятельно, постоянно проживает в указанном доме в связи с медицинскими показаниями, куда к нему приезжают врачи и сотрудники социальной защиты населения. Признание дома жилым необходимо для приведения в соответствие фактического проживания фио и его регистрации, в целях обслуживания инвалида.
Законный представитель истца фио, ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по тем основаниям, что дом является 4-х этажным.
Третье лицо Управление Росреестра по Москве явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит ответчик Департамент городского имущества адрес по доводам апелляционной жалобы с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Москве в заседание судебной коллегии не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, на основании ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика Департамента городского имущества адрес - фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца фио, полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, неправильным применением норм материального права и, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, сочла необходимым принять по данному спору новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что фио, паспортные данные, признан недееспособным решением Подольского городского суда адрес от дата, распоряжением Троицкого УСЗН от дата опекуном фио назначена фио
Согласно выписке из ЕГРН с дата, фио является собственником нежилого здания площадью 176,0 кв.м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, с кадастровым номером 77:22:0030402:98, расположенного по адресу: адрес, адрес, наименование организации, вблизи адрес, уч.1.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления Главы адрес N1343 от дата фио является собственником уч.1 в наименование организации с кадастровым номером 50:27:0030428:4, ранее имевшего разрешенное использование: "для ведения садоводства".
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал на то, что фио не может передвигаться самостоятельно, постоянно проживает в указанном доме в связи с медицинскими показаниями, куда к нему приезжают врачи и сотрудники социальной защиты населения, признание дома жилым необходимо для приведения в соответствие фактического проживания фио и его регистрации, в целях обслуживания инвалида.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частями 1,2 статьи 16 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям относятся, в том числе: жилые дома, части жилых домов. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Из ч.2 ст.15, ч.1,2 ст.16 ЖК РФ следует, что для признания дома жилым необходимо установить пригодность дома для постоянного проживания и факт проживания граждан в таком здании.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место его постоянного или преимущественного проживания.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от дата N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" определены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу п.2.2 Постановления Правительства Москвы от дата N 712-ПП "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в адрес", признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания возлагается на межведомственную комиссию по использованию жилищного и нежилого фонда административного округа адрес.
Проверяя доводы искового заявления, суд первой инстанции установил, что распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N7483 изменен вид разрешенного использования земельного участка на участок для индивидуального жилищного строительства (2.1) (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) (1.2.2.), при этом, сведения о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка внесены в ЕГРН.
Из материалов дела следует, что дата оформлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030428:4, согласно которого основные виды разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (2.1).
Согласно приказу Минэкономразвития РФ от дата N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", на земельных участках, имеющих код разрешенного использования 2.1 допускается размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещение гаражей и подсобных сооружений.
Согласно п.3 ст.48, п.п.1 п.2 адресст.49 адресса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Пунктами 5,6 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47 установлено, что жилой дом - это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
В материалы дела представлено техническое заключение наименование организации от дата, согласно которого здание и инженерные коммуникации, относящиеся к этому зданию, выполнены с соблюдением требований действующей нормативно-технической документации. Здание в целом не представляет угрозу жизни и здоровью проживающих граждан, а также сторонних лиц. Обследуемые помещения являются пригодными для проживания. Соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования в порядке п.3 ст. 196 ГПК РФ, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст, ст. 12,56,67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права и удовлетворения заявленные исковые требования, исходил из того, что спорное здание является пригодным для постоянного проживания, разрешенное использование земельного участка изменено на "участок для индивидуального жилищного строительства", что допускает размещение на нем жилого дома, опекаемый фио фактически проживает в нем.
Настаивая на отмене решения суда и отказе в удовлетворении иска, ответчик Департамент городского имущества адрес в апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции неправильно применил положения ст, ст. 10,11,118 Конституции РФ, ст, ст. 22-24 ЖК РФ, п.2.5.1.1.12 "Административного регламента предоставления государственной услуги адрес "Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания" при обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляются следующие заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47, а также неверно оценил доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Судебная коллегия полагает заслуживающими внимание названные доводы апелляционной жалобы.
Пунктом 4 статьи 22 ЖК РФ установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47.
В соответствии с п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Постановления Правительства Москвы от дата N 1072-ПП (ред. от дата) "О порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в адрес и внесении изменений, признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес" (вместе с "Положением об Окружной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания", "Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания"), рассмотрение вопросов и принятие решения, оформленного в виде заключения, о выявлении оснований для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания с указанием о дальнейшем использовании помещения возлагается на межведомственную комиссию по использованию жилищного и нежилого фонда административного округа адрес.
Согласно п.5.9 Постановления Правительства Москвы от дата N 1072-ПП (ред. от дата) "О порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в адрес и внесении изменений, признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес" (вместе с "Положением об Окружной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания", "Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания"), по результатам проведения оценки соответствия жилых помещений требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Окружная межведомственная комиссия принимает решение о выявлении оснований для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, которое оформляется в трех экземплярах в виде заключения с указанием соответствующих оснований принятия такого решения, и в течение трех рабочих дней со дня принятия решения направляет его в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в префектуру административного округа адрес для принятия правового акта о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а также в орган государственного жилищного надзора в случае признания жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно п. 2.5.1.1.12 Постановления Правительства Москвы от дата N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение", при обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляются следующие заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47:
2.5.1.1.12.1 Заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47.
2.5.1.1.12.2 Заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26- 32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47.
2.5.1.1.12.3 Заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 47.
В силу ч.1 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
На основании и во исполнение федерального законодательства, Устава адрес, законов адрес, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы, Департамент принимает решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения ( пункт 4.2.73 "Положения о Департаменте городского имущества адрес", утв. Постановлением Правительства Москвы от дата N 99-ПП.
Таким образом, Департамент городского имущества адрес является единственным уполномоченным органом по переводу жилых помещений в нежилые помещения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, истец фио обращалась в Департамент городского имущества адрес с заявлением о признании садового дома с кадастровым номером N50:27:06:01477:001 жилым. Согласно решения Департамента городского имущества адрес от дата, отказано в приеме документов по причине не предоставления заключения организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о необходимости которого указано выше.
В связи с чем, исковое заявление фио противоречит ст. 23 ЖК РФ, поскольку в результате удовлетворения иска суд реализовал функции органа местного самоуправления, в отсутствие необходимого заключения аккредитованной организации.
Приказом Минэкономразвития России от дата N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" определяются виды разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым на земельном участке истца фио, с учетом распоряжения Департамента городского имущества адрес от дата N7483 об изменении вида разрешенного использования земельного участка на участок для индивидуального жилищного строительства (2.1), разрешается размещение индивидуального жилого дома высотой не более трех надземных этажей, также согласно предоставленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка, предельно разрешенное количество возводимых этаже - 3 этажа, в то время как садовый дом фио имеет 4 этажа.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с частью 1 ст. 330 ГПК РФ, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, решение Троицкого районного суда адрес от дата подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст, ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований фио о признании дома жилым -отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.