Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Курочкиной О.А, Артюховой Г.М,
при секретаре Шибаевой Е.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Данилиной Р.А. по доверенности Кальниченко М.В. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 04 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Данилиной Р. А. к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа - отказать,
У с т а н о в и л а:
Истец Данилина Р.А. обратилась в суд с иском к Банку ВТБ (ПАО) и, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила о взыскании с ответчика денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа.
Исковые требования мотивированы тем, что в рамках Договора комплексного обслуживания в ДО "Октябрьское поле" Банка (ПАО) у истца открыто два счета: текущий счет N... от 29.01.2018г.; накопительный счет N... от 29.01.2018г.
По состоянию на 20.08.2018г. на накопительном счете истца находились денежные средства в размере... руб.
20.08.2018г. в результате незаконных действий неизвестного лица с накопительного счета на текущий счет истца были переведены денежные средства в размере 2 740 000 руб.
В этот же день, в период с 14 час. 59 мин. до 16 час. 11 мин. по данным из СМС-оповещений по текущему счету истца предпринимались попытки провести 25 несанкционированных банковских операций по списанию денежных средств на оплату товаров и услуг на сумму... руб.
21.08.2018г. истец уведомила ответчика о совершении незаконных операций по счетам без её согласия и потребовала вернуть деньги на счёт.
21.08.2018г. истец обратилась в ОМВД по району Щукино г. Москвы с заявлением о совершенном преступлении, на основании которого возбуждено уголовное дело.
30.08.2018г. истец обратилась к ответчику с заявлением о возврате денежных средств.
Несмотря на то, что 21.08.2018г. истцом было сообщено ответчику о несанкционированном списании денежных средств со счетов без согласия истца, в период с 21.08.2018г. по 26.08.2018г. ответчик продолжал обрабатывать незаконные операции и за это время со счета было списано... руб.
Все платежи были опротестованы истцом по телефону горячей линии ответчика... ).
Истцом был получен ответ от ответчика в виде СМС-сообщений об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Согласно банковской выписке по текущему счету за период с 20.08.2018г. по 06.09.2018г. ответчиком фактически было проведено и обработано 15 банковских операций по списанию денежных средств на оплату товаров и услуг на сумму... руб.
Ответчиком на текущий счет истца была возвращена сумма в размере... руб.
12.09.2018г. истец подала на действия ответчика жалобу в ЦБ РФ, также 21.10.2018г. на ответ ЦБ РФ истцом была подана жалоба на имя Председателя ЦБ РФ.
Таким образом, по состоянию на 16.11.2018г. сумма списанных со счета без согласия истца денежных средств составляет... руб.
Как указывал истец, Банк не предотвратил совершение очевидно подозрительных операций, а именно в течение двух часов со счета списывали денежные средства на оплату различных товаров и услуг, в это же время был изменен пароль от личного кабинета в интернет-банке. При этом, пароль изменен не с телефона истца, который привязан к счету, а с телефона неизвестного лица (неизвестных лиц). Банк не принял во внимание, что вышеуказанные платежи были явно нехарактерными операциями для истца. Более того, подозрений у Банка не вызвал и тот факт, что было проведено 25 попыток списания денежных средств на общую сумму... руб, хотя денежных средств на счете было почти в два раза меньше. После получения сообщения истца о факте несанкционированного списания денежных средств Банк продолжал бездействовать и не предпринял действенных попыток остановить незаконные операции. Несмотря на многочисленные обращения истца по телефону "горячей линии" и неоднократные обращения в отделение к сотрудникам Банка, истец не получил конкретной информации о том, как проверялось уведомление о несанкционированном списании денежных средств со счета без согласия истца, какие меры предпринимал Банк для возврата незаконно списанных средств. За период с 21.08.2018г. по 07.11.2018г. истцом было совершено 56 телефонных звонков на "горячую линию" и 15 личных обращений было зарегистрировано, 2 из которых до настоящего времени остались без ответа. Во время проведения мошеннических действий ни по одному из совершённых платежей клиент не был информирован банком ни в режиме "онлайн" через смс-оповещение, ни по номерам телефонов, указанных клиентом в договоре открытия счёта. Действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания, существенно ухудшены жизненные условия.
В связи с указанными обстоятельствами истец просила взыскать с ответчика незаконно списанные со счета денежные средства в размере... руб, проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 20.11.2018г. в размере 61447,97 руб, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере... руб, компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
Истец в судебное заседание не явилась. Представители истца по доверенности Чурилов С.Е, Кальниченко М.В, Максимова Е.В. в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Банка ВТБ (ПАО) по доверенности Малакеев А.С. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывая на то, что истец подтверждает разглашение информации, необходимой для осуществления платежа, неустановленным лицам, в результате чего стало возможно совершение операций по списанию с ее счета денежных средств, а также тот факт, что Банк обладал полными и достаточными реквизитами для проверки легитимности доступа. При этом у Банка не имелось оснований к отказу в проведении платежей. Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В случае удовлетворения исковых требований просил применить положения ст. 333 ГК РФ.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель истца Данилиной Р.А. по доверенности Кальниченко М.В, указывая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Данилиной Р.А. по доверенности Матюнина А.А, Кальниченко М.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ПАО "БАНК ВТБ" по доверенности Батракова А.А, возражавшего против отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1). Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (п. 2).
Согласно ст. 856 ГК РФ в случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания со счета, а также невыполнения или несвоевременного выполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены статьей 395 настоящего Кодекса, независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 852 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 9 Федерального Закона РФ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.01.2018 г. между Банком и истцом был заключен Договор Комплексного Банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее - ДКО) путем присоединения в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ к действующей редакции Правил комплексного Банковского обслуживания (Правила КБО), Правилам совершения операций по счетам физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Правил предоставления и использования Банковских карт (Правила по картам). Клиент подтвердил, что ознакомлен с указанными документами, истцу была выдана банковская карта N...
В рамках Договора комплексного обслуживания в ДО "Октябрьское поле" Банка (ПАО) у истца открыто два счета: текущий счет N... от 29.01.2018г.; накопительный счет N... от 29.01.2018г.
Согласно п. 3.1 Правил КБО при заключении ДКО в Офисе Банка Клиенту предоставляется Базовый пакет услуг в соответствии с Правилами предоставления и обслуживания пакетов услуг в Банке ВТБ (ПАО) (Приложение к настоящим Правилам) в соответствии с Заявлением, если в Заявлении предусмотрено предоставление Базового пакета услуг.
Согласно п. 2.1 приложения 1 к Правилам КБО при заключении ДКО Клиенту предоставляется Базовый пакет услуг в соответствии с пунктом 3.1 Правил, включающий в себя следующие Банковские продукты (услуги): открытие и обслуживание Мастер-счета в рублях РФ; подключение и обслуживание в ВТБ-Онлайн; SMS-пакет "Базовый".
В соответствии с Заявлением клиента на предоставление комплексного Банковского обслуживания, истец присоединился к Правилам предоставления ВТБ-24 Онлайн физическим лицам в ВТБ 24.
Отношения между клиентом и Банком, возникающие в связи с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, регулируются правилами Дистанционного Банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее - правила ДБО)
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Система "ВТБ - Онлайн" с учетом вышеуказанных положений законодательства является электронным средством платежа.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N161-ФЗ, использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
В соответствии с Правилами ДБО Банк обязался предоставлять Клиенту онлайн-сервисы, включая совершение операций, предоставление продуктов и услуг посредством Системы "ВТБ - Онлайн" на основании распоряжений, переданных Клиентом по каналам дистанционного доступа, в том числе интернет-банк, мобильная версия, мобильное приложений, телефонный банк.
Согласно Правилам ДБО, под операцией понимается любая осуществляемая Банком по распоряжению клиента банковская операция или иная сделка, совершаемая сторонами в соответствии с имеющимися лицензиями Банка, заключенными между банком и клиентом договорами / соглашениями.
Согласно п. 3.1 Правил ДБО доступ Клиента в Систему ДБО осуществляется при условии его успешной Аутентификации. Порядок Аутентификации определяется Условиями Системы ДБО, в которой она осуществляется.
Согласно п. 5.1 Приложения 1 Правил ДБО - Условия обслуживания физических лиц в системе ВТБ-Онлайн (далее - Условия ВТБ Онлайн) подтверждение (подписание) Распоряжений в ВТБ-Онлайн производится Клиентом при помощи следующих Средств подтверждения: ОЦП, SMS/Push-кодов, сформированных Токеном кодов подтверждения.
Согласно п. 5.4.1 Условий ВТБ-Онлайн Банк предоставляет Клиенту SMS/Push-коды, формируемые и направляемые средствами ВТБ-Онлайн по запросу Клиента на Доверенный номер телефона/Мобильное устройство Клиента, Для Аутентификации, подтверждения (подписания) Распоряжения/ Заявления БП или других совершаемых действий в ВТБ-Онлайн, Клиент сообщает Банку код - SMS/Push-код, содержащийся в SMS/Push-сообщении, правильность которого проверяется Банком.
Согласно п. 5.4.2 Условий ВТБ-Онлайн, получив по своему запросу сообщение с SMS/Push-кодом, Клиент обязан сверить данные совершаемой Операции/проводимого действия с информацией, содержащейся в сообщении, и вводить SMS/Push-код только при условии согласия Клиента с проводимой Операцией/действием. Положительный результат проверки кода Банком означает, что Распоряжение/Заявление БП или иное действие Клиента в ВТБ-Онлайн подтверждено, а соответствующий Электронный документ подписан ЭП Клиента.
Согласно п. 3.2.4 Правил ДКО Клиент обязуется не передавать третьим лицам (в том числе, в постоянное или временное пользование) полученные им в Банке Средства подтверждения, не раскрывать третьим лицам информацию о Средствах подтверждения, находящихся в его распоряжении, хранить и использовать Средства подтверждения способами, обеспечивающими невозможность их несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к Средствам подтверждения.
Согласно п. 3.3.8 Правил ДКО клиент поручает Банку при проведении Операций на основании Распоряжений Клиента составлять от своего имени расчетные (платежные) документы, необходимые для проведения таких Операций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средство подтверждения в виде SMS-кода/ Push-кода, предусмотренное договором дистанционного банковского обслуживания, в соответствии с действующим законодательством является простой электронной подписью Клиента.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно п. 1.10 Правил ДКО электронные документы, подтвержденные (подписанные) Клиентом с помощью Средства подтверждения, а со стороны Банка с использованием простой электронной подписи уполномоченного лица Банка, переданные Сторонами с использованием Системы ДБО: удовлетворяют требованию совершения сделки в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и влекут юридические последствия, аналогичные последствиям совершения договоров (сделок), совершаемым с физическим присутствием лица (взаимном присутствии лиц), совершающего (совершающих) сделку; равнозначны, в том числе имеют равную юридическую и доказательственную силу аналогичным по содержанию и смыслу документам на бумажном носителе, составленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам такого рода, и подписанным собственноручной подписью Сторон, и порождают аналогичные им права и обязанности Сторон по сделкам/договорам и документам, подписанным во исполнение указанных сделок/договоров.
Таким образом, Банк обязан исполнить распоряжение Клиента, поданное с использованием Системы "ВТБ - Онлайн", если соответствующее распоряжение будет подтверждено действующим средством подтверждения Клиента (простой электронной подписью), которым в данном случае выступает одноразовый SMS-код, содержащийся в SMS-сообщении, полученном Клиентом, и верно введенный в Системе "ВТБ - Онлайн".
Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен Положением ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".
В силу п.п. 1,4, 1.5, 2.10 Положения банковская карта представляет собой инструмент для безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными Средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом.
Списание денежных средств в Интернете предусматривает особый порядок идентификации личности физического лица, дающего распоряжение о списании денежных средств со счета, и не предусматривает введение ПИН-кода, в этом случае используются лишь реквизиты банковской карты.
Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012 за N 383-П, предусматривает в пункте 1.24, что распоряжение плательщика в электронном виде подписывается электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
Пункт 2.3 данного Положения устанавливает, что удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 настоящего Положения.
Порядок использования банковских карт регламентируется разделом 4 Правил предоставления и использования банковских карт. В силу п. 4.13 названных Правил, подписанный слип/чек/квитанция, правильно введенный ПИН при совершении операции, а также оформленный по почте, телефону или Интернет предприятию торговли (услуг) заказ с указанием в нем реквизитов карты (в том числе: номер и срок действия карты, коды CVC/CW2 и/или логин и пароль 3D-Seeure) являются для Банка распоряжением Клиента списать сумму операции со счета.
Код CVC/CW2 применяется на платежных картах систем Visa и MasterCard. Это секретный код, который генерируется по специальному алгоритму по дополнительным средствам проверки подлинности карты. Код CW2 (перевод с англ. Card Verification Value 2) представляет собой трехзначный код, который наносятся на карты Visa на оборотной стороне карты возле магнитной полосы.
Согласно п. 1.53 Правил предоставления и использования банковских карт Программа 3d-Secure - сервисная услуга Платежных систем программа безопасности, использующаяся с целью дополнительной верификации Клиента при совершении расчетов в сети Интернет в режиме реального времени с использованием Карт международных платежных систем (Visa International и MasterCard Worldwide) и платежной системы "МИР", эмитированных Банком.
В соответствии с п. 2.5.1 оформляемые Банком Карты в автоматическом режиме подключаются к 3D-Secure (за исключением неименных Карт, подключение которых к 3D-Secure производится в соответствии с подпунктом 7.1.7 настоящих Правил). 3D-Secure является сервисом, позволяющим Клиенту производить расчеты в сети Интернет с использованием карт в защищенном режиме. Подключение Карты к 3D-Secure осуществляется бесплатно. Операция, проведенная с использованием Карты или ее реквизитов, а также кода 3D-Seeure, Кода CW2/CVC2/ППK, признается совершенной Держателем и оспариванию не подлежит.
В силу п. 3.1 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденных ЦБ РФ 24.12.2004 г. N 266-П, при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме (далее - документ по операциям с использованием платежной карты). Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.
Пунктом 3.6 Положения предусмотрено, что указанные в п. 3.3 настоящего Положения обязательные реквизиты документа по операциям с использованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица.
По состоянию на 20.08.2018г. на накопительном счете истца находились денежные средства в размере... руб.
20.08.2018г. с накопительного счета на текущий счет истца были переведены денежные средства в размере... руб.
В этот же день, в период с 14 час. 59 мин. до 16 час. 11 мин, по данным из СМС-оповещений, по текущему счету истца предпринимались попытки провести 25 несанкционированных банковских операций по списанию денежных средств на оплату товаров и услуг на сумму... руб.
21.08.2018г. истец уведомила ответчика о совершении незаконных операций по счетам без её согласия и потребовала вернуть деньги на счёт.
21.08.2018г. истец обратилась в ОМВД по району Щукино г. Москвы с заявлением о совершенном преступлении, на основании которого было возбуждено уголовное дело.
30.08.2018г. истец обратилась к ответчику с заявлением о возврате денежных средств.
В период с 21.08.2018г. по 26.08.2018г. со счета было списано... руб.
Все платежи были опротестованы истцом по телефону горячей линии ответчика... ).
Истцом был получен ответ от ответчика в виде СМС-сообщений об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Согласно банковской выписке по текущему счету за период с 20.08.2018г. по 06.09.2018г. ответчиком фактически было проведено и обработано 15 банковских операций по списанию денежных средств на оплату товаров и услуг на сумму... руб.
Ответчиком на текущий счет истца была возвращена сумма в размере... руб.
12.09.2018г. истец подала на действия ответчика жалобу в ЦБ РФ, также 21.10.2018г. на ответ ЦБ РФ истцом была подана жалоба на имя Председателя ЦБ РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, судом установлено, что Банком ВТБ (ПАО) денежные средства в сумме... руб. были списаны согласно распоряжениям о списании денежных средств, направленным с мобильного телефона, принадлежащего истцу, в порядке, установленном Правилами КБО, Правилами совершения операций по счетам физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Правил предоставления и использования банковских карт, Правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Условиями обслуживания физических лиц в системе ВТБ-Онлайн. Ответчик произвел списание денежных средств в соответствии с требованиями соответствующих правил и условий и с соблюдением действующего законодательства. Истцом не отрицалось, что в нарушение установленных правил, она передала неустановленным лицам информацию, необходимую для списания денежных средств с ее банковского счета.
Таким образом, доводы истца о том, что операции по списанию денежных средств с её банковской карты были произведены ответчиком без его ведома и согласия, ничем объективно не подтверждаются, доказательств, подтверждающих данные доводы, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчиком Банком ВТБ (ПАО) нарушений условий договора не допущено, суд пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования истца Данилиной Р.А. о взыскании в её пользу денежных средств в размере... рублей как списанных незаконно, удовлетворению не подлежат.
Поскольку по делу не установлено фактов неправомерного списания денежных средств со счета истца, отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика денежной суммы... руб. в качестве возмещения имущественного вреда, соответственно, отсутствуют правовые основания для взыскании суммы процентов за невозврат утраченных денежных средств и применения положений ст. 856 ГК РФ, предусматривающей обязанность уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса, в случаях невыполнения указаний клиента о выдаче денежных средств со счета. Данные требования истца как заявленные безосновательно подлежат отклонению.
При рассмотрении дела судом не установлено нарушения прав истца как потребителя банковских услуг, а потому отсутствуют предусмотренные ст.ст. 15 и 13 ФЗ "О защите прав потребителей" основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа, в этой части исковые требования также нельзя признать обоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции обоснованно отказано.
В апелляционной жалобе выражается несогласие с доводами ответчика о том, что Банк был не вправе приостановить оспариваемые истцом операции по переводу денежных средств с ее счета, поскольку с момента выдачи распоряжения клиента перевод становится безотзывным и окончательным после исполнения распоряжения клиента в соответствии с Законом.
При этом истец указывает, что на момент уведомления истцом Банка 21.08.2018 г. о необходимости остановить платежи с ее счета денежные средства еще не были списаны Банком со счета истца, однако несмотря на наличие уведомления об остановке платежей, Банк продолжил обработку незаконных распоряжений и списал со счета истца деньги.
В обоснование ошибочности вывода суда о том, что с момента поступления в Банк распоряжений переводы стали безотзывными, в жалобе обращается внимание на то, что в силу п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Поскольку со счета истца переводились не электронные денежные средства, и деньги еще не были списаны со счета истца, в жалобе утверждается, что данные платежи не были безотзывными и Банк был обязан приостановить их исполнение.
Судебная коллегия с таким доводом апелляционной жалобы согласиться не может, поскольку он вопреки приведенным выше положениям п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" не учитывает применяемую форму безналичных расчетов.
Так, из материалов дела следует, что сразу после того, как истец 20.08.2018 г. в нарушение условий заключенных с Банком договоров передала посторонним лицам конфиденциальную информацию, необходимую для перечисления денег с ее банковского счета, неизвестные лица в этот же день перечислили деньги с ее счета в несколько торговых организаций в счет оплаты различных товаров, и указанные товары были получены из этих торговых организаций неустановленными лицами в тот же день, то есть 20.08.2018 г, поскольку в эти торговые организации из Банка поступила информация об оплате данных товаров средствами, перечисленными со счета истца, то есть платежи были авторизованы.
При таких обстоятельствах обработка Банком распоряжений и совершение платежей со счета истца на счета торговых предприятий после 21.08.2018 г. является правомерной. В противном случае возникнет ситуация, при которой истец, проявивший неосмотрительность и нарушивший правила дистанционного банковского обслуживания, переложит все негативные последствия своих неправомерных действий на торговые предприятия, которые, поставив товар, не получат за него оплату, либо на Банк, который будет вынужден оплатить поставленный торговыми организациями товар из собственных средств, при том, что ни торговые организации, ни Банк не допустили нарушения банковских правил, вследствие которых стало бы возможным хищение денежных средств со счета истца.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных истцом в суд требований, по существу они направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям, в силу положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не нашел оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
При разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поэтому у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 04 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.