Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Курочкиной О.А, Артюховой Г.М,
при секретаре Илюткиной О.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А.
дело по апелляционной жалобе М*Г.М. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска М* Г. М. к *, *, * о взыскании материального ущерба, упущенной выгоды, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать,
УСТАНОВИЛА:
М* Г.М. обратился в суд с иском к *, * о взыскании материального ущерба в размере * руб, упущенной выгоды в размере * руб, компенсации морального вреда в размере * руб, судебных расходов в размере * руб, указав, что в результате проведения контртеррористической операции * года причинен ущерб принадлежащего М* Г.М. земельному участку по адресу: *, утрачено имущество. Срок аренды земельного участка составляет 49 лет, начиная с * года.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался. Представители ответчика * по доверенности - Ч* Л.А, Н*Е.А, в судебное заседание суда первой инстанции явились, против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представители ответчиков *, * в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещались.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующего.
В обоснование своих требований истец указал, что им заключил договор долгосрочной аренды земельного участка, расположенный на территории МО "*" *, площадью * кв.м, кадастровый номер *, срок аренды - * лет, начиная с * года.
В материалы дела представлен акт обследования утраченного имущества в результате контртеррористической операции, проведенной * года в МО "*" Кизи*, в отношении арендной земли М* Г.М.
В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 утверждены Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в частности: проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4; развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки); оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека); (пп.пп. "в,г,д," п. 3 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 6 Правил).
Обращения, предусмотренные п.п. 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (п. 8).
Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок, если в поручении срок не указан (пп. "в" п. 9 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие: факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями; факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 10).
Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы:
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил, - заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, предусмотренная приложением N 6 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил:
список граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, предусмотренный приложением N 7 к настоящим Правилам;
сводные данные о количестве граждан, находившихся в пунктах временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 8 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил:
заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам;
список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренный приложением N 12 к настоящим Правилам (пп. "и,к,л п. 11).
Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 12).
Перечень документов, необходимых для обоснования запрашиваемых денежных средств, указан пункте 11 Правил.
Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных пункте 3 настоящих Правил, осуществляется в 20-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
Кроме того, письмом МЧС Дагестана от 27.10.2017 года N 48-07/1792/17 было сообщено о возврате представленных документов в связи тем, что в представленных материалах, обосновывающих причиненный ущерб, отсутствуют необходимые документы.
Без соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, оснований для возложения на Министерство финансов РФ обязательств по выплате истцу заявленных сумм возмещения не имеется. Истец не лишен возможности оспорить решение, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
Исходя из изложенного, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований М* Г.М. к *, *, * о взыскании материального ущерба, упущенной выгоды, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Поскольку на государство не может быть возложено обязанности по компенсации вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, без соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований М*Г.М.
Выводы суда являются правильными и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.
Законодательно установленный порядок осуществления государством компенсаций в возмещение ущерба, причиненного при пресечении террористического акта, не может подменяться судебным порядком возмещения вреда на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством.
Суд сделал правомерный вывод о том, что истец не лишен возможности оспорить решение, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.