Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В, Васильевой Е.В,
при секретаре Волковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, гражданское дело по апелляционнойжалобепредставителя истцовЗимнякова И.М, Зимняковой В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Зимнякова Н.М, по доверенности Степановой Н.В.на решениеПресненскогорайонного суда города Москвы от28 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ЗимняковаИ*М*, ЗимняковойВ*А*, действующей в интересах несовершеннолетнего ЗимняковаН*М* к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отказать,
УСТАНОВИЛА:
Зимняков И.М, Зимнякова В.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Зимнякова Н.М, обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании отказа незаконным, признании права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета и возложении обязанности принять на жилищный учет.
Исковые требования мотивированы тем, чтоистцы Зимняков И.М, Зимнякова В.А, несовершеннолетний Зимняков Н.М. зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, которую занимают на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с собственниками жилого помещения З* и И*.10 сентября 2018 года истец обращалась в Департамент городского имущества г..Москвы с заявлением о признании еесемьи нуждающимися в жилищных помещениях с учетом льгот, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако письмом Департамента городского имущества г..Москвы N ДГИ-ГР-43782/18-1 от 08 октября 2018 года имбыло отказано, поскольку они проживают на территории г..Москвы на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет.Полагая свои права нарушенными, истцы просили суд признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, выраженный в письме N ДГИ-ГР-13782/18-1 от 08 октября 2018 года в принятии ЗимняковойВ.А, ЗимняковаН.М, 2006 года рождения, ЗимняковаИ.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федеральногобюджета, как выехавшего добровольно иззоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать за ЗимняковойВ.А, Зимняковым Н.М, *** года рождения, ЗимняковымИ.М. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы повторно рассмотреть заявление ЗимняковойВ.А. о принятии ее, в составе семьи: она, сын Зимняков Н.М, *** года рождения,сын ЗимняковИ.М, *** года рождения), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истцы в судебное заседание суда первой инстанции не явились, обеспечили явку представителя, который исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание суда первой инстанцииявилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения по делу.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истцов Зимнякова И.М, Зимняковой В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Зимнякова Н.М, по доверенности Степанова Н.В.по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов Зимнякова И.М, Зимняковой В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Зимнякова Н.М, по доверенности Степановой Н.В, представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Зимнякова В.А. с сыновьями Зимняковым Н.М, *** года рождения, Зимняковым И.М, *** года рождения с 24 апреля 1986года по 04 мая 2018года проживали в г. ******области который отнесен к зоне отселения, а с 21 октября 2015 года к зоне проживания с правом на отселение, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
С 2018 года семья истцов из трех человек (Зимняков И.М, Зимнякова В.А, несовершеннолетний Зимняков Н.М. ) зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, которую занимают на основании договора безвозмездного пользования от 04 мая 2018 года, заключенного с собственниками жилого помещения З* иИ*.
10 сентября 2018 года истец Зимнякова В.А. обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о принятии ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях как имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в чем ей ответом Департамента городского имущества г. Москвы N ДГИ-ГР-43782/18-1 от 08 октября 2018 года было отказано ввиду того, что семья истца проживает в городе Москве по месту жительства менее 10лет
.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 51, 52 ЖК РФ, ст.ст. 13, 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, ст.ст. 7, 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований, поскольку истцы Зимнякова В.А. и Зимняков И.М. проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска соглашается.
В апелляционной жалобе представитель истцов указывает на то, что судом не полно и не всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, суд не принял во внимание, что истцыотносятся к категории лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, не учел, что Зимнякова В.А. просила принять ее семью не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющую право на обеспечение жилым помещением, установленное федеральным законом и за счет средств федерального бюджета.
Между тем, данные доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15 мая 1991 годаN 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условияопределены в Жилищном КодексеРФ.
В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ж ители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения"одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, учитывая, что факт проживания истцов на территории г.Москвы менее 10 лет не отвечает предусмотренным ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения условиям для принятии семьи истца на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещений, оснований для признания отказа Департамента городского имущества г.Москвы незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе то обстоятельство, что истцы относятся к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права истцов на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФот 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения в конкретном субъекте - городе Москве.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее в исковом заявлении позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
РешениеПресненскогорайонного суда города Москвы от28 марта 2019 годаоставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя истцов Зимнякова И.М, Зимняковой В.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Зимнякова Н.М, по доверенности Степановой Н.В.-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.